17-го февраля 2019 г. наше московское отделение провело кружок на тему «Что такое фашизм и как с ним бороться?». В докладе было обозначено базовое марксистское понимание феномена: его классовая природа, условия его возникновения, основные идеологические элементы и вопрос противостояния ему со стороны коммунистического движения. В обсуждении мы коснулись вопросов определения фашизма (сошлись в целом на необходимости дополнения определения Димитрова), характера «неклассических» фашизмов, необходимости изучения современных разновидностей этой идеологии, сделали попытку проанализировать ситуацию в странах б.СССР и пришли к выводу о несомненном наличии фашистских тенденций, как минимум, в РФ и Украине. Приводим ниже текст доклада.
Введение
В вопросе о том, что такое фашизм часто нет ясности даже на уровне терминологии. Термин «фашизм» давно применяется весьма широко, для обозначения любого авторитарного режима или даже отдельных действий со стороны режимов, которые фашистскими в традиционном смысле не являются. Дать определение и анализ фашизма пытались многие. Можно вспомнить к примеру Умберто Эко писавшего о 14 признаках фашизма, или совсем конъюнктурную теорию тоталитаризма, явная цель которой — уравнять фашизм и марксизм и тем самым дискредитировать последний. Интересны сочинения и самих носителей этой идеологии, но вполне можно согласиться с той мыслью, что не совсем верно судить о человеке на основании того, что он сам о себе думает. В данном докладе я буду касаться в основном германской разновидности фашизма — национал-социализма, как наиболее яркого и известного для российских левых примера.
Главный вопрос сегодняшнего кружка — что же такое фашизм с точки зрения марксизма и как с ним бороться?
Классовая природа фашистского движения
Во-первую очередь требуется ответить на вопрос — какие социально-классовые силы связаны с фашизмом, кто выступает в качестве его организующей силы и составляет его массовую базу?
Тезис №1: фашистское движение — слуга крупного капитала
Очевидно, фашизм, — это буржуазная идеология. Несмотря на иногда встречавшуюся социалистическую риторику, видно, что основы капиталистического общества — товарное производство и рынок, эксплуатацию и классовое деление, а в особенности государство — фашисты ни в коей мере не желают уничтожить, напротив хотят их увековечить.
Фашизм развивается и действует в интересах и при поддержке господствующего класса — крупной буржуазии, монополий. Это показывает исторический опыт. Многим известны такие имена как Крупп, Тиссен, Шахт. Именно они привели НСДАП к власти и щедро их спонсировали, именно их монополии чрезвычайно обогатились после прихода нацистов к власти, самое главное — они сохранили саму возможность эксплуатации в кризисный период. Но не только это — фашизм также выражал интересы немецкой военщины, униженной в период Веймарской республики, и желавшей вернуть себе былую славу и привилегии. Без помощи этих сил тот же НСДАП так и остался бы кружком чудаковатых антисемитов. Существует множество свидетельств сотрудничества фашистов с крупным капиталом, при желании каждый может их отыскать. Интересно обоснование того, почему крупные капиталисты оказывали поддержку нацистам в Германии. В 1945 г., Крупп находясь в заключении, на вопрос допрашивавшего его офицера, почему он и его коллеги поддержали приход Гитлера к власти, цинично ответил:
«Экономика нуждается в спокойном поступательном развитии. В результате борьбы между многими немецкими партиями и беспорядка не существовало возможности для производственной деятельности. Мы, члены семьи Круппа, не идеалисты, а реалисты… У нас создалось впечатление, что Гитлер обеспечит нам необходимое здоровое развитие. И он действительно сделал это… Жизнь – это борьба за существование, за хлеб, за власть… В этой суровой борьбе нам было необходимо суровое и крепкое руководство»
Главной силой, приведшей нацистов к власти был крупный капитал. Именно этот факт стремятся замолчать либеральные исследователи фашизма.
Однако крупная буржуазия составляет меньшинство нации, а на одной полиции и армии не усидишь. Кто же был ее массовой базой?
Тезис №2: Мелкая буржуазия — массовая база фашизма
В книге Галкина «Германский фашизм» автор приводит довольно обширное исследование относительно статистики выборов в Веймарской республике. По итогам исследования делается следующий вывод о массовой базе НСДАП:
«Социальный состав этой базы не вызывает никаких сомнений. За буржуазные партии, отдавшие в 1930–1933 гг. своих избирателей нацистам, обычно голосовало большинство крестьян […], почти вся городская мелкая буржуазия, подавляющее большинство чиновников и служащих, значительная часть интеллигенции, рантье и пенсионеров, а также часть неорганизованного, полуремесленного пролетариата, издавна по традиции поддерживавшая «национальные» силы. Они-то и составили массовую базу национал-социализма, которую ему в определенных пределах удалось сохранить и после прихода к власти».
Надо при этом понимать, что мелкая буржуазия — это не просто лояльная союзница крупной буржуазии, но угнетенный, эксплуатируемый и обиженный класс. Фашизм бросает вызов традиционным буржуазным партиям и восстаёт против них. Крупная буржуазии в свою очередь так же не доверяет и стремится ограничить ее рамки. Сотрудничество между буржуазией и мелкой буржуазией протекает в постоянной борьбе.
На различных этапах, класс капиталистов использовал мелкую буржуазию в том или ином ключе в зависимости от тех задач, которые перед ним стояли. В эпоху антифеодальных выступлений она предлагала мелкой буржуазии революционные идеи, программу и методы, в период устойчивости ориентировала ее на демократию, в период заката капитализма, она натаскивала ее против восстающего рабочего класса. В это смысле фашизм — это программа мелкой буржуазии, одобренная и допущенная крупной буржуазией в целях собственного самосохранения.
Стоит уточнить, что в случае «неклассического» фашизма, имевшего место после Второй мировой войны, такую роль играли связанные с армией парамилитарные образования. Именно они выполняли функцию “дополняющего” негосударственного насилия. Итого, можно подвести основные черты фашизма: негосударственное насилие под патронажем государства, выступающее на первое место до фашистского переворота, корпоративизм и создание массовых организаций после переворота.
Условия появления фашизма
Фашизм появляется тогда, когда экономически господствующий класс — крупная буржуазия оказывается неспособным поддерживать свое господство умеренными демократическими средствами — через парламент, через оппозиционную критику, выполняющую функцию «выпуска пара», когда бесполезно и даже вредно оказывается пускать армию на подавление народа, ведь отдельные ее представители могут начать переходить на его сторону. Словом, когда общество находиться в кризисе — экономическом и политическом. Испытывая на себе удары этого кризиса, разоряющаяся мелкая буржуазия ищет виновников своего разорения и фашистские идеологи начинают указывать на рабочих-мигрантов, бедноту, феминисток, коммунистов и т.д., на всех кроме крупной буржуазии — истинных виновников ее разорения. В этом и есть сила фашизма -— он даёт хоть и ложные, но четкий ответ на вопрос: «кто виноват?».
Фашистские движения начали возникать в ответ на рост и успехи социалистического лагеря. Стоит вспомнить, что не так давно победила Октябрьская революция, и правящие классы весьма опасались повторения подобного сценария в своих странах.
- Итальянский фашизм возник как ответ на «Красное двухлетие» в Италии.
- Приход нацистов к власти стал следствием роста КПГ и радикализации социал-демократических рабочих
- Мятеж Франко был следствием победы на выборах «Народного фронта»
- Пиночетовский путч был следствием прихода левого реформистская Альенде к власти
Идеология фашизма
Отличной чертой фашистской идеологии является махровый философский идеализм, эклектика, иррационализм.
Марксизм, как мы знаем, стремится иметь под собой научную основу и прочно опирается на определенную методологию. Фашистская доктрина не имеет рационального зерна, что часто вызывает определенные проблемы с её критикой — просто непонятно за что взяться! Цель фашистской идеологии — не убедить стройной обоснованной аргументацией, а организовать массы, установить над ними контроль.
«Национал-социализм не может быть доказан и не нуждается в доказательствах, – констатировалось в официальных тезисах, разработанных так называемой Высшей политической школой национал-социалистской партии. – Он обосновывает сам себя своей деятельностью, обеспечивающей жизнь общества. Тот, кто пытается прийти к национал-социализму лишь при помощи ученических (теоретических) доказательств, тот не ощущает непознаваемого духовного смысла истинной, т.е. национал-социалистской политики»
В целом можно сказать, что идеология фашистов была идеологией социального обмана — совмещая в своих лозунгах несовместимое, меняя идейные положения исходя из ситуации, отказываясь рационально обосновать свои постулаты, скрывая свои истинные намерения, и пуская пыль в глаза они стремились лишь превратить общество в однородную и пластичную массы из которой буржуазия могла вылепить что угодно. Общими пунктами любых фашистских идеологий является антикоммунизм, отрицание равенства, теоретический элитаризм, расизм, национализм.
Как с ним бороться
Здесь следует обратиться к историческому опыту. В 20-ых — 30-ых гг. коммунистическое движение по-разному отвечало на этот вопрос. Первый главный вопрос звучал так: допустимо ли в борьбе с фашизмом искать союза с «прогрессивной» частью буржуазии? Второй вопрос, связанный с предыдущим — стоит ли бороться за буржуазную демократию против фашизма или же непосредственно за переход к социализму?
1) «Народный фронт»
Сталинский Коминтерн после ультралевого загиба «третьего периода» с его теорией «социал-фашизма» фактически уравнивавшей социал-демократов и фашистов перешел к тактике «Народных фронтов».
Впервые официально новая установка была озвучена на седьмом конгрессе Коминтерна в 1935 г., в докладе Димитрова «Наступление фашизма и задачи Коммунистического Интернационала в борьбе за единство рабочего класса, против фашизма». В нем указывалось, что в настоящее время перед трудящимися капиталистических стран стоит выбор не между пролетарской диктатурой и буржуазной демократией, а между буржуазной демократией и фашизмом. Исходя из этих положений, конгресс провозгласил, что борьба с фашизмом должна вестись не под лозунгом установления диктатуры пролетариата, а под лозунгом защиты и расширения демократических прав и свобод, призванным сплотить самые широкие слои населения капиталистических стран. Признавалась необходимость единого фронта рабочего класса, но при этом оговаривалось, что последний должен служить базой для еще более широкого Народного фронта. В докладе Димитрова указывалось:
«При создании антифашистского народного фронта имеет большое значение правильный подход к тем организациям и партиям, в которые входят в значительном количестве трудящееся крестьянство и основные массы мелкой буржуазии города. В капиталистических странах большинство этих партий и организаций, как политических, так и экономических, еще находится под влиянием буржуазии и идет за нею. Социальный состав этих партий и организаций неоднороден. В них есть крупные кулаки наряду с безземельными крестьянами, крупные дельцы наряду с мелкими лавочниками, но руководство в них принадлежит первым –агентам крупного капитала. Это обязывает нас к дифференцированному подходу к этим организациям, учитывая, что нередко членская масса не знает о действительном политическом лице своего руководства. При определенных обстоятельствах мы можем и должны направлять свои усилия на то, чтобы, несмотря на их буржуазное руководство, привлекать эти партии и организацииили отдельные их части на сторону антифашистского народного фронта. Таково например ныне положение во Франции с радикальной партией, в Соединенных Штатах – с различными фермерскими организациями, в Польше – с «Строництво людове», в Югославии – с хорватской крестьянской партией, в Болгарии–с Земледельческим союзом, в Греции – с аграристами и т. д. Но независимо оттого, имеются ли шансы на привлечение таких партий и организаций на сторону народного фронта, наша тактика при всех условиях должна быть направлена на то, чтобы втягивать входящих в них мелких крестьян, ремесленников и кустарей и т.п. в антифашистский народный фронт».
2) Позиция Троцкого и Четвертого интернационала
Возражение Троцкого против нового поворота Коминтерна строилось на неприятии сотрудничества двух антагонистических классов в период, когда действительность ставила вопрос не о переходе от одной формы буржуазного господства к другой, а ставила под сомнение само существование капиталистического строя.
Критика его была посвящена первоначально ситуации во Франции (помимо вопроса Германии), где действительно было что критиковать, и где действия официальной компартии вполне можно было назвать «штрейхбрехерством», вот лишь один пример. Вождь сталинистской официальной Компартии Франции Морис Торез писал в своих мемуарах:
«Демагоги могли бы в этот момент повести рабочих на самые трагические крайности. Однако, Народный фронт стоял за порядок, за равномерный и организованный прогресс, за предложенный массами социальный мир и возвращение собственности. Честно, но взвешивая каждое слово, я заявил от имени ЦК: ”Хотя это и важно, давить, отстаивая наши требования, до конца, но так же важно знать, когда остановиться. В данный монент перед нами не стоит задача взятия власти. Сегодня мы должны добиться удовлетворения наших экономических требований. Мы должны по-этому знать, как остановиться, как только наши требования будут удовлетворены.“»
Торез продолжал:
«Снова и снова мы противостояли левацкой фразеологии, используемой рассерженными индивидуалами как выражение их нетерпения, что приводит лишь к ограничению и сужению фронта рабочей борьбы. Мы сотни раз повторяли, что Народный фронт — не революция».
Затем Троцким анализировались гораздо более острые события в Испании, где помимо войны развертывались революционные события. В работе «Испанский урок — последнее предостережение» он, в частности, писал:
«Согласно взгляду социалистов и сталинцев, т. е. меньшевиков первого и второго призыва, испанская революция должна была разрешить только свои «демократические» задачи, для чего необходим единый фронт с «демократической» буржуазией. Всякая попытка пролетариата выйти за рамки буржуазной демократии является, с этой точки зрения, не только преждевременной, но и гибельной. К тому же в порядке дня стоит не революция, а борьба против мятежника Франко. Фашизм есть «реакция». Против «реакции» надо объединить все силы «прогресса». О том, что фашизм есть не феодальная, а буржуазная реакция; о том, что против буржуазной реакции можно бороться с успехом только силами и методами пролетарской революции, меньшевизм, сам ветвь буржуазной мысли, не имеет и не хочет иметь понятия.
Большевистская точка зрения, законченно выраженная только молодой секцией Четвертого Интернационала, исходила из теории перманентной революции, именно: даже чисто демократические задачи, как ликвидация полуфеодального землевладения, не могут быть разрешены без завоевания власти пролетариатом, а это, в свою очередь, ставит в порядок дня социалистическую революцию. К тому же сами испанские рабочие с первых шагов революции ставили практически не только демократические, но и чисто социалистические задачи. Требование не выходить за пределы буржуазной демократии означает на деле не защиту демократической революции, а отказ от нее».
Каковы вы же были конкретные меры, которые предлагал Троцкий в качестве меры борьбы с фашизмом?
В одном из центральных документов международной левой оппозиции того времени «Агония капитализма и задачи Четвертого интернационала» говорилось:
«О борьбе против фашизма мелкобуржуазные демократы в том числе, социал-демократы, сталинцы, анархисты, кричат тем громче, чем трусливее они перед ним капитулируют на деле. Бандам фашизма могут с успехом противостоять только вооруженные рабочие отряды, чувствующие за своей спиной поддержку десятков миллионов трудящихся. Борьба против фашизма начинается не в либеральной редакции, а на заводе и кончается на улице. Скэбы и приватные жандармы на заводах являются основными ячейками армии фашизма. Рабочие стачечные пикеты являются основными ячейками армии пролетариата. Из этого надо исходить. В связи с каждой стачкой и уличной манифестацией надо пропагандировать мысль о необходимости создания рабочих отрядов самообороны. Надо вписать этот лозунг в программу революционного крыла трэд-юнионов. Надо практически строить отряды самообороны везде, где возможно, начиная с организации молодежи, и обучать их владеть оружием.
Новая волна массового движения должна послужить не только для увеличения числа таких отрядов, но и для их объединения по кварталам, по городам, по районам. Законной ненависти рабочих к скэбам, шайкам гангстеров и фашистов надо дать организованное выражение. Надо выдвинуть лозунг рабочей милиции, как единственной серьезной гарантии неприкосновенности рабочих организаций, собраний и печати.
Только при помощи такой систематической, настойчивой, неутомимой, мужественной агитационной и организационной работы, всегда в связи с опытом самой массы, можно вытравить из ее сознания традиции покорности и пассивности; воспитать отряды героических борцов, способных показать пример всем трудящимся; нанести ряд тактических поражений бандам контрреволюции; повысить самоуверенность эксплоатируемых; скомпрометировать фашизм в глазах мелкой буржуазии и проложить дорогу к завоеванию власти пролетариатом».
Заключение
Фашизм слагается из союза крупного капитала и мелкобуржуазной базы. Возникает в период заката капитализма и опирается на открытое насилие. В идеологии отличается оголтелым антикоммунизмом, национализмом, доведенным до абсурда теоретическим элитаризмом.
Исследование фашизма и способов противодействия ему будут неполным если не обращаться к опыту и идеям выдающегося марксиста XX века Л.Троцкого, один из периодов деятельности которого был тесно связан с судьбами европейской революции. В работе «Немецкая революция и сталинская демократия» он следующим образом характеризовал задачи фашистского движения:
«…В течение многих десятилетий рабочие строили внутри буржуазной демократии, используя ее и борясь с нею, свои укрепления, свои базы, свои очаги пролетарской демократии: профсоюзы, партии, образовательные клубы, спортивные организации, кооперативы и пр. Пролетариат может прийти к власти не в формальных рамках буржуазной демократии, а только революционным путем: это одинаково доказано и теорией и опытом. Но именно для революционного пути ему необходимы опорные базы рабочей демократии внутри буржуазного государства […]
Фашизм имеет своим основным и единственным назначением: разрушить до фундамента все учреждения пролетарской демократии…»
Следующие меры предлагались им для отпора наступающей фашистской реакции:
Создание единого рабочего фронта, совместные действия по защите островков пролетарской демократии — рабочей прессы, профсоюзов, собраний и пр. Борьба социалистическими методами против экономической основы фашизма у крупного капитала — экспроприация собственности и ее национализация под рабочим контролем. Наконец, первое практическое требование на этом пути — вооружение рабочего класса, создание отрядов пролетарской самообороны, рабочей милиции.
Олег Воронов