Самая продолжительная война США, завершилась крайне позорным и унизительным образом для американского империализма. Спустя двадцать лет после вторжения в Афганистан, самая могущественная военная сила, которую когда-либо видел мир, понесла полнейшее поражение от рук банды примитивных религиозных фанатиков.
Падение Кабула стало завершающей точкой семидневного молниеносного наступления, в ходе которого силы талибов захватили обширные районы, в совокупности равные половине площади страны, включая наиболее населенные города. В настоящий момент под их контролем находится буквально каждая провинция страны.
Однако совсем недавно, президент США Джо Байден заверял всех, что Талибан не возьмет Кабул; что он не получит контроль над страной; что будет правительство национального примирения, согласно договоренностям с Талибаном. И так далее и тому подобное.
Месяц назад он уверенно утверждал, что «вероятность того, что Талибан начнет повсеместное наступление и возьмет себе всю страну мало вероятна. Мы обеспечили наших афганских партнеров всеми необходимыми инструментами — подчеркну, всеми инструментами, подготовкой и современной военной экипировкой».
Все эти обещания обернулись лишь сотрясанием воздуха. Американские войска еще даже не завершили вывод войск, как талибы подобно подкравшемуся тигру совершили свое нападение. Скорость их наступления обратила в панику уже до того дезорганизованное правительство.
Согласно официальным представителям США, афганскому режиму, его армии и полиции, полагалось перехватить задачу управления страной после вывода американских войск. Но режим совершенно пропал из виду. Афганская армия, подготовленная и вооруженная американскими военными, и где, как утверждалось, состоит 300 тыс. человек, растаяла перед лицом гораздо хуже экипированных исламистов, которые по самым щедрым оценкам составляли не более 75 тыс. постоянных бойцов.
Прошлая неделя была отмечена резким контрастом между храбрым фразерством армейских командиров и политиков, клявшихся сражаться до конца, и их полной неспособностью оказать какое-либо сопротивление, когда для него пришло время. В одном городе за другим те же люди, которые всего несколько дней назад били себя в грудь, передали власть талибам и либо бежали из страны, либо переходили в отдельных случаях на сторону врага, предлагая свои услуги новому режиму.
Афганская армия стремительно приходила в состояние распада. Город за городом падал, правительственные солдаты массово сдавались, продавая свое оружие талибам.
Когда фронт приблизился к Кабулу, правительство объявило, что собирается вести переговоры о мирной передаче власти, которая гарантировала бы основные права афганцев. Президент Ашраф Гани даже объявил, что достигнута договоренность о формировании переходного правительства, состоящего из представителей Талибана и старого режима.
До того, как были объявлены какие-либо детали данной сделки, пришло известие о том, что Гани бежал из страны. Коррумпированный и реакционный режим Ашрафа Гани рухнул как карточный домик. Сделав последнее телеобращение к нации, в котором он призвал ее сражаться до последнего, Гани спешно упаковал свои чемоданы и сбежал на частном самолете в Таджикистан. Там его несомненно ждет комфортное изгнание, тогда как его народ вновь столкнется со всеми прелестями правления талибов.
Сходная картина наблюдалась по всей стране. В то время как официальные заявления убаюкивали массы ложным чувством безопасности, за кулисами заключались сделки между чиновниками старого режима и талибами. Некоторые предполагали, что американские империалисты также участвовали в заключении подобных сделок ближе к концу, пытаясь сохранить лицо, получив бескровный выход из Кабула и избежав еще большего унижения.
В то время как Гани и его окружение, были заняты своей судьбой, толпы боевиков Талибана безо всякого сопротивления обрушились на столицу. Теперь афганские массы, которые так сильно ранее пострадали от американского империализма, готовятся к возвращению теократического правления. Возвращение исламских фундаменталистов вселило ужас в сердца афганского народа. С приближением повстанческих сил к Кабулу в столице вспыхнула паника.
В то время как рабочие, беднота, женщины и все остальные, кто может пострадать от рук талибов, были предоставлены сами себе, богатые были заняты собственным спасением. Десятки представителей элиты были замечены покидающими страну. Другие перешли на противоположную сторону и присоединились к талибам. Сообщается, что министр обороны Бисмилла Мохаммади вместе со своими сыновьями бежал в ОАЭ. Хумаюн Хумаюн, бывший заместитель спикера и ранее близкий союзник Гани, сказал, что талибы назначили его начальником полиции Кабула.
В часы падения Кабула делегация, в которую входили полевые командиры и бизнесмены с севера страны (который был самой надежной опорой старого режима), была замечена во время поездки в Пакистан — главного финансового покровителя Талибана. Предположительно, целью их визита было обсуждение их будущей роли при новом порядке. Все это время бедные и угнетенные были предоставлены сами себе.
Несмотря на официальные заявления Талибана о том, что они будут уважать права женщин и предоставят амнистию всем, кто оказывал ему сопротивления, появляются сообщения об убийствах интеллектуалов и женщин. Вчера в Герате студенток не допустили к посещению университета, а сотрудницам банка велели вернуться домой. В Кандагаре поступали сообщения об обысках у журналистов, которые работали с иностранными СМИ. В ближайшие дни и недели этот террор будет продолжаться по мере того, как Талибан будет укреплять свое господство.
Представители движения Талибан разыгрывают трогательную рассудительность перед телекамерами. «Мы уже не такие, как раньше», — говорят они. «Мы извлекли много уроков». И так далее. Но этим утверждениям нельзя доверять. Их единственная цель — успокоить нервы «международного сообщества» и тем самым, как они надеются, уменьшить опасность иностранного военного вмешательства.
Однако возобновление иностранной интервенции — это отдаленная перспектива. Джо Байден сделал свой выбор, и пути назад нет. Его политические оппоненты не преминут возможностью очернить его имя как «человека, который предал афганцев». Тщетны были его слова о том, что именно его предшественник Дональд Трамп принял роковое решение о выводе американских войск из Афганистана.
Удовлетворить это не сможет никого. В любом случае это ничего не меняет, поскольку ни республиканцы, ни кто-либо еще всерьез не предлагают нового военного вмешательства. Верно, что за неделю численность американских войск, дислоцированных в Афганистане, увеличилась с одной тысячи до трех, затем пяти тысяч, и шести тысяч.
Но единственное намерение отправить войска в Кабул — не бороться с талибами, а помощь в эвакуации до 20 000 граждан США и персонала, оказавшихся в Кабуле. Но даже это оказалось затруднительным. В течение недели стало ясно, что США вообще не собираются делать что-либо существенное для большинства тех, кто может стать мишенью для репрессий Талибана.
Тысячи афганцев обратились в консульские службы США, чтобы получить визу и вылет из страны — без сомнения, для подавляющего большинства эти усилия оказались тщетны. С субботы аэропорт Кабула был наводнен отчаявшимися людьми, пытавшимися покинуть страну в последнюю минуту перед захватом власти талибами.
Другие пытались уехать на машине, что привело к транспортному коллапсу и полной остановке движения в городе. Талибан утверждает, что позволит людям покинуть Кабул, но куда они могут пойти, где они будут в безопасности? Вынашиваемая администрацией США идея о том, что талибами можно каким-то образом управлять путем переговоров, уже показала себя как безнадежно наивная иллюзия.
В обстановке хаоса и паники в международном аэропорту тысячи отчаявшихся афганцев попытались бежать до того, как США завершили эвакуацию всего своего гражданского и военного персонала. Именно тогда их афганские «друзья» и «союзники» были брошены на произвол судьбы в результате акта циничного предательства и трусости.
Chaotic scenes as Afghans attempt to cling to US Air Force plane departing from Kabul
Latest: https://t.co/eRDvQGay6B pic.twitter.com/moOTTuxoF9
— BBC News (World) (@BBCWorld) August 16, 2021
Случиться подобное никак не могло. Выход США из Афганистана предполагалось сделать планомерным. По словам Байдена, повторения эвакуации США из Сайгона в 1975 году не должно было быть — того унизительного провала, который ознаменовал окончание войны во Вьетнаме:
«Талибан — это не северо-вьетнамская армия, они даже близко не обладают такими возможностями. Вы не увидите, как людей снимают с крыши посольства США в Афганистане. Это несравнимые ситуации».
Фактически, то, что мы сейчас наблюдаем, является точным повторением сценария Сайгоне, вплоть до сцен с военными вертолетами, эвакуирующими людей из посольства США. Можно даже сказать, что нынешний сценарий еще хуже. Дезорганизация была такова, что талибы в большинстве случаев переходили из района в район практически не встречая сопротивления.
NEW: The fall of Saigon: As Taliban seizes Kabul, the Vietnam War’s final days remembered — WaPo pic.twitter.com/zBrCbU2DZ8
— Insider Paper (@TheInsiderPaper) August 15, 2021
Всего несколько месяцев назад, объявляя о выходе США из Афганистана, Байден пообещал гарантии выживания афганского режима, предотвращение возрождение открытого исламистского правления и защиту прав женщин. Неким образом добится этого он намеревался одновременно с выводом войск на безопасное расстояние. Но быстро стало ясно, что США едва ли могут гарантировать безопасность собственного персонала, не говоря уже о безопасности афганского народа.
Даже многие из тех, у кого были финансовые возможности для приобретения билетов за границу, не могли сесть в свои самолеты. Американские военные закрыли аэропорт Кабула, чтобы освободить место для собственных рейсов. Конечно, такова была судьба немногих обеспеченных людей и представителей среднего класса. Большинство афганцев не могут позволить себе даже доехать до аэропорта на такси. Им сейчас ничего не остается, кроме как подождать и подготовиться к новым, более мучительным испытаниям.
В итоге, огромные толпы, собравшиеся в аэропорту после того, как талибы взяли под свой контроль столицу, заняли взлетно-посадочные полосы в отчаянной попытке сбежать из страны. Теперь они понимают, что их жизни угрожает опасность только из-за того, что их видели возвращающимися домой из аэропорта. Но вместо того, чтобы принять их, американские силы, как сообщается, открыли огонь в воздух, чтобы разогнать толпы людей, пытающихся прорваться к самолетам. В понедельник двое мужчин были убиты американскими солдатами, а трое, как сообщается, скончались после падения с нижней поверхности самолета, за которую они пытались удержаться вскоре после взлета. Все это демонстрирует то, как американский империализм рассматривает своих «союзников» — как пушечное мясо, пока они ему полезны. Исчерпав же свою полезность, они выбрасываются им как бесполезный мусор.
Почему победил Талибан?
Администрация Байдена поспешила указать пальцем на афганский народ, призвав его «бороться за самого себя». Но то, как ими был произведен вывод американских войск сильно изменил соотношение сил в пользу Талибана. Назвав дату полного вывода американских войск за несколько месяцев вперед, он дал талибам зеленый свет для нападения, а также время, необходимое для подготовки финального наступления.
Но предательство коренилось гораздо глубже. На переговорах в феврале США уступили всем требованиям, предъявляемым к ним талибами, не получив взамен никаких уступок. Само по себе это послужило подъему боевого духа исламистов, и посылало четкий сигнал афганской армии о том, что США выдергивают ковер у них из-под ног. Был запущен эффект домино, когда афганские командиры и политики один за другим пытались заключить сделки с талибами.
Затем, несмотря на несколько предупреждений Пентагона, Байден не смог ускорить выполнение планов по выводу американских войск, полагая, что до завершения конфликта еще остаются месяцы. Это еще больше усилило ощущение хаоса и беспорядка, сослужив пользу джихадистам. На каждом шагу некомпетентность и неподготовленность США, а также их готовность уступить любому требованию Талибана ускоряли быструю дезинтеграцию афганской армии и государственного аппарата.
Афганское государство всегда было марионеткой американского империализма. Оно служило инструментом американской оккупации Афганистана, унесшей сотни тысяч жизней и вызвавшей неизмеримые страдания и бедствия масс. Таким образом, это был ненавидимый многими репрессивный аппарат. Состоял он из наиболее реакционных оппортунистов, которые охотно продали бы свою страну по подходящей цене — это была коалиция бывших экспатов-технократов, местных полевых командиров и старост, для которых режим и государство были не более чем средством собственного обогащения. Под его властью люди, большинство из которых живет в крайней нищете, не могли без взятки получить доступ даже к самым элементарным государственным услугам.
Афганская армия, официально состоявшая из 300 000 военнослужащих, была полна «солдат-призраков»; то есть солдат, существовавших исключительно на бумаге как средство перекачивания денег в карманы командиров и местной элиты. В конце концов, его истинным назначением было не более чем прикрытие американского империализма. Там, где ей удавалось действовать, ее гораздо чаще рассматривали как оккупационную силу, чем как национальную армию. Неудивительно, что такое прогнившее здание, лишь только его забросил американский империализм, обратилось в прах от одного удара.
Афганские массы ненавидят Талибан. Но с другой стороны, в коррумпированный навязанный США режим никто не верит, и, конечно же, никто не готов рисковать своей жизнью, чтобы спасти его. Силы Талибана, напротив, состоят из закаленных и фанатичных исламских фундаменталистов, для которых мученическая смерть является высшей наградой.
Это реакционное движение на протяжении десятилетий взращивалось и поддерживалось правящим классом Пакистана, который исторически стремился доминировать в Афганистане. Однако в последнее время оно также довольствуется возрастающей поддержкой со стороны Ирана, Китая и России, которые опасаются растущей нестабильности, проистекающей из отступления сил США.Это помогло Талибану набрать обороты. Эти страны стремятся каким-то образом приручить исламистов, предлагая им экономические и политические стимулы для ограничения своей деятельности в пределах Афганистана. Но это не обязательно окажется простым в исполнении трюком. Талибан — это не централизованное движение, и им руководят далеко не рациональные люди, которых можно было бы легко контролировать. Американский империализм имел немало возможностей убедиться в этом непосредственно.
Кому верить?
Цинизм западного империализма был выставлен на всеобщее обозрение. Те же люди, которые изо дня в день говорят о так называемых «западных ценностях», таких как «демократия» и «права человека», теперь покидают Афганистан и оставляют своих местных помощников на растерзание банд отсталых варваров. Министр обороны Великобритании выразил сожаление по поводу того, что «некоторые люди не смогут вернутся», поскольку Великобритания пытается эвакуировать своих собственных граждан и лишь некоторых из тех афганцев, что сотрудничали с ее вооруженными силами. Пока «помощь людям» означала бомбардировки и вторжение в бедную страну, ресурсов на это не жалели. Но все прекращается, когда «помогать людям» означает спасать жизни людей, помогая им бежать от кровавого режима.
Силы американского империализма и поддерживающие их силы НАТО вторглись в Афганистан, обещая искоренить исламский фундаментализм и построить современное демократическое государство. Двадцать лет спустя, после того как были потрачены триллионы долларов, погибли сотни тысяч человек и было обескровлено целое поколение, Афганистан ни на дюйм не приблизился к этим обещаниям. После 20 лет разорения страны эти трусы теперь бегут, как собаки, с поджатыми между ног хвостами, оставляя афганский народ на милость безумцев из Талибана. За это они заслуживают вечного проклятия трудящихся масс.
Афганские массы не могут полагаться ни на одну из этих держав. Они также не могут положиться на правящие классы Китая, России, Ирана или любой другой державы, скрывающейся в тени и пытающейся повлиять на сегодняшнюю ситуацию в стране. Они могут полагаться только на свои собственные силы, которые лишь только мобилизовавшись намного превзойдут любую армию. Вся предыдущая история служит тому доказательством.
Афганский народ переживал самые тяжелые времена, но вновь и вновь поднимался после самых ужасных невзгод. Мы абсолютно уверены, что он снова восстанет и очистит свою страну от всех оттенков мракобесия, реакции и империализма.
Hamid Alizadeh