Синие или красные? Демократы или республиканцы? Байден или Трамп? Кто победит? Пострадает Китай или России? Всеми этими вопросами мир задавался на протяжении последнего месяца, и в особенности последней недели. Цирк американской демократии по-прежнему работает и очаровывает оппозицию авторитарным режимам по всему миру. Наши либеральные враги режима Путина, такие как Максим Кац и Владимир Милов, свято уверенны в честности и справедливости американских выборов, а главное, кандидатов. Сегодня мы разберёмся, как проходили самые громкие выборы века, почему Берни Сандерс покинул гонку, почему Джозеф Байден не социалист и что ждет мир и американское общество после выборов.
Мартовские Иды
Есть такой замечательный фильм режиссера Джорджа Клуни под названием «Мартовские Иды» с Районом Гослингом. Фильм, хоть и не основан на реальных событиях, тем не менее огромное количество созвучных американских прототипов. Эта кинокартина рассказывает о таком явлении как праймериз, то бишь о внутрипартийных выборах. Праймериз иногда важнее всей избирательной дальнейшей программы. И Демократы, и Республиканцы — партии неоднородные и поделены на фракции. Во время праймериз партия выбирает кандидата, который должен удовлетворить не только потенциальный электорат, но и часть электората оппонента. Однако пропасть поляризации американского общества была настолько велика, что правящему классу США понадобился максимально лояльный к обеим сторонам кандидат.
Республиканцы практически не проводили никаких внутрипартийных выборов в этом году. Трамп ещё в 2017 году назвал себя кандидатом на следующих выборах. Единственным его соперником был член союзной партии «Дельта» и бизнесмен Роке де ла Фуэнте, но из-за закона об обнародовании налоговых деклараций до появления в первичных бюллетенях его кандидатура была отклонения. Да и ход этот был весьма логичный, учитывая немалую популярность действующего президента в традиционно республиканских штатах.
Зато в этот раз уже Демократы устроили ожесточенную битву за место кандидата от партии. Среди фаворитов были Джо Байден, Берни Сандерс и Элизабет Уоррен. Джозеф принадлежит к центристско-либеральному крылу партии, в то время, как Уоррен и Сандерс к лево-прогрессивному. Берни изначально позиционировал себя, как демократический социалист. Для американского общественного сознания сам факт популярности Берни уже прогресс, ведь раньше слово «социализм» или того хуже «коммунизм» и «марксизм» фактически приравнивались чуть ли ни к измене Родины. Его главными лозунгами стали «Socialism Works» и «Tax the Rich». Слово «социализм» стало невероятно популярным. Сандерс обозначил вполне ясную левую программу с общедоступным бесплатным образованием и медициной, списанием студенческих долгов, ликвидацией бездомности, «Новым зелёным курсом», демократизацией корпоративных советов, борьбой с ксенофобией и декриминализацией, а по факту лигалайзом марихуаны.

Популярность Берни в феврале-марте зашкаливала. По опросам, 49% студентов были готовы проголосовать за кандидата социалиста, а 90% либерально настроенной молодежи с радостью бы отдали голос за Берни Сандерса. И Сандерс, и даже Уоррен с её менее радикальной программой, слишком не устраивали руководство партии своей левизной, поэтому их пришлось слить с помощью различными уловкам, провоцируя длинные очереди на участках в крупнейших и важнейших для победы штатах Мичигане и Северной Дакоте и ведя последовательную антисандеровскую компрометирующую кампанию. Сандерс покинул предвыборную гонку 8 апреля. Байден, безусловно, удобнее Берни для американского правящего класса буржуазии, так как не предлагает радикальных мер для улучшения жизни пролетариата. Слово «социализм» уже не пугает население, но оно всегда будет пугать господствующий олигархат. Но именно на этом слове будут спекулировать почти все участники этих выборов. Так или иначе, кандидаты от главных партий определились.
Дональд Трамп: программа Республиканской партии, сторонники, тактика ведения боя
Республиканская партия абсолютно верно, будто по методичке, сплотилась вокруг нынешнего президента. Это проверенная стратегия построения культа личности на основе цифр, данных и холодного расчета действительно могла привести Дональда Трампа к победе, но ряд внезапных внешних факторов и несвоевременная опрометчивая на них реакция со стороны действующего президента определенно сыграли свою роль. Вся программа Дональда Трампа состоит в продолжении своей же политики. Например, планировалось не останавливать начатый при своём первом сроке агрессивный протекционизм с ярой защитой интересов крупных американских производителей. Также он абсолютно прямолинейно говорит об отказе от зелёной экологической политики в сторону наносящих вред окружающему миру отраслей промышленности и о продолжении жесткой миграционной политики. Его риторика одновременно взывает к национал-патриотических чувствам белых американцев и к классическим либеральным ценностям с декларированием прав предпринимателей. Во внешней политики Трамп предстает с двух сторон. С одной стороны, прореспубликанские СМИ рисуют образ миротворца, не развязавшего ни одной новой войны. Однако ж, с другой стороны, Трамп очень сильно обострил азиатский вопрос американской торговой политики, пытаясь подорвать место первенства Китайской Народной Республики. И экономическая (пока что экономическая!) борьба с Китаем ставится как главный пункт внешней политики в предвыборной программе.
Тактика боя Дональда Трампа — настраивать и сплачивать против… социалистов. Трамп прекрасно знает какие Штаты будут за него. Как правило, это консервативный центр страны, обрамленными «Демократическими» побережьями. Там живет достаточно консервативное, по большей части белое население, для которого Холодная война со «шпионами Социалистического блока» не закончилась. Именно эту картину рисует Трамп в своих предвыборных речах. «Социалистами и радикальными леваками», по словам действующего президента США, являются все — от Байдена и Демократов до Правящей партии (современного!) Китая. Социалисты везде, и они хотят разрушить с помощью своих агентов великую американскую страну, живущую по принципам демократии и частной собственности. Именно это до консервативного населения пытается донести Трамп. Все это похоже на один очень актуальный ныне американский анекдот времён маккартизма и Холодной войны. «Не нравится капитализм? Потерпите, и как только мы выпроводим всех советских агентов, сразу хорошо заживем».
Теперь стоит поговорить о том, кто поддерживает Трампа. Вот тут спектр достаточно большой. Большая часть сторонников Дональда не состоят в профсоюзах, имеют религиозное мировоззрение и живут в сельской местности либо в небольших городах. Распространяется это, кстати, не только на центрально полосу страны, но и, например, северные Штаты, такие как Мичиган и Висконсин, которые за исключением столиц и пары крупных городов «красные». Традиционно республиканцев поддерживают ультраправые организации расистского и фашистского толка, такие как всем известный, правда, уже давно не объединенный Ку-Клукс-Клан. Огромную роль в местной агитации за Трампа играют религиозные консервативные христианские организации и общины. Внешнюю поддержку действующему президенту оказывает Израильское лобби, так как Дональд является ярым сторонником сионизма и врагом соседних мусульманских стран, жителям которых он даже запретил въезд на территорию США.
Джозеф Байден: программа Демократической партии, сторонники, тактика боя
Байден — личность противоречивая. С одной стороны, он не привлекателен всем Демократам. С другой стороны, он является неким компромиссом с электоратом республиканцев, да и обеим администрациям Белого дома он хорошо знаком ещё со времена вице-президентства при Обаме. Всю программу Байдена на выборах 2020 года можно описать, как «Yes, we can 2.0». Такое ощущение, что Демократы просто хотят отмотать к тому, что было до Трампа, не беря в расчёт его правление. Личность Джозефа Байдена достаточно противоречивая: многолетняя поддержка запрета на федеральные деньги для оплаты абортов, коррупционные связи его семьи, неаккуратные опрометчивые фразы и причастность к созданию массовой тюремной системы, которая есть в США и по сей день. Все это явно играло не на руку кандидату от Демократов. И чтобы хоть как-то компенсировать ошибки прошлого, Дем. партия должна была выдать что-то, отвечающее актуальной повестке в традиционно либеральных штатах восточного и западного побережья страны, где и живет наибольшая часть населения. Ну и что же представили Демократы? Программа, на самом деле, спорная и неоднозначная по своим предложениям. В сфере медицины, по-видимому, Байден хочет построить что-то похожее на Германию, то бишь создать систему государственного медицинского страхования, полис которой сможет приобрести каждый американец взамен полисов частных страховых компаний и которая позволит получать все основные медицинские услуги без доплат сверх полиса. Это, конечно, не Medical For All, но тоже весьма здравое предложение, особенно в условиях эпидемиологической катастрофы. Также планируется ввести запрет на рассмотрение личных данных пациента при отборе на льготное лечение от ВИЧ/СПИД, усилить меры по защите мёд работников и расширить финансирование госпрограмм по борьбе с наркозависимостью. В социальной сфере планируется расширить финансирование строительства государственного жилья для бездомных, ветеранов военных операций и представителей ЛГБТ+. Вообще непонятно почему так много уделяется вопросу сексуальных меньшинств, ведь подобные предложения звучат просто абсурдно. Небольшие подачки будут и в сторону упрощения процесса создания профсоюзов и расследований форм дискриминации на рабочих местах. Абсурда, к слову, также хватает и в том, что касается поддержки малого бизнеса, который создан представителями нац. и секс. меньшинств. Во внешней политике курс на экономическую войну с Китаем не смещается в сторону России, как многие могли бы подумать. Действительно, программа Демократической партии лучше, чем у Республиканской, но практически все, написанное в ней, является продолжением или точным повторением того, с чем шёл на второй срок Барак Обама. На деле же все это леволиберальный центристский популизм, потому что все поблажки в сторону рабочего класса спотыкаются об один неприятный факт — нужно будет менять трудовое законодательство. В остальном же это просто игра на актуальной повестке, однако в сердце своего электората Байден попал.
Тактика боя Байдена — анализ актуальных новостей и отношение к ним в исконно демократических штатах. Также Джозеф акцентирует внимание на России, как на главной угрозе США, называя своего оппонента «щенком Путина».
Со сторонниками Байдена не все так просто. С одной стороны, это люди, которые голосуют против Трампа, считая его радикальным националистом. С другой стороны, это представители различных меньшинств, которые голосуют из-за прогрессивности взглядов Байдена.
Предвыборная гонка: BLM, COVID-19 и красная угроза
За время с апреля (после выбывания Сандерса) по ноябрь произошло много чего. Коронавирус в США приобрел форму бедствия катастрофического масштаба, экономический кризис отправил огромное количество людей на биржу труда, убийство чернокожего привело к массовым протестам против социального и расового неравенства. Безусловно, такие значимые процессы не могли не сказаться на общественно-политическом сознании граждан. Пропаганда FOX News, подконтрольной Республиканской партии, действительно сделало все, чтобы преподнести консервативному населению то, что Трамп говорит постоянно на каждой встрече с избирателями: митинги BLM организованы в штатах, где губернаторы Демократы, коронавирус — всего лишь грипп, но искусственно выведенный в Китае, а экономический кризис есть просто небольшое препятствие для следующего экономического скачка. И, естественно, подобных индивидов ковид-диссидентов в США стало немало. Митинги BLM в кои-то веки пришли в южные и центральные Штаты, где у власти уже Республиканцы. В общем, Трамп вёл последовательную предвыборную политику, совершая огромное множество летальных для кампании ошибок. Пожалуй, самым осложняющим фактором стала пандемия, которая вновь подтолкнула людей к осознанию факта необходимости и общедоступности бесплатной медицины, чего Трамп и его сторонники не обещают. Джозеф Байден вел политику «позитивной реакции». Он видел проблему, оглашал, что с приходом его к власти её исправят, и максимально отрабатывал повестку.
Отдельным пунктом в предвыборной риторике Трампа можно выделить «Красную угрозу». Если Байден & Ko хотят вернуть страну во времена Обамы, то Трамп и его соратники во времена маккартизма. Приравнивание Антифа к террористам, постоянно безосновательно обвиняя всех своих оппонентов в социализме и анархизме, ущемляя права профсоюзов и речи в духе «Байден хочет сделать из США скучную социалистическую страну». И это была цитата.
Третья сила
Впрочем, опасения Трампа были не настолько уж и беспочвенными. Действительно экономический кризис и осознание противоречий капитализма толкнули людей влево. Большая часть ранее либерально настроенных стали сторонниками DSA (Democratic Socialists of America), левого крыла Демократической партии. Огромное количество людей ушли ещё дальше, придя к изучению принципов марксизма и анархизма. Думаю, Дональду стало страшно уже после появления стихийной коммуны в Сиэтле, которую неспроста стали сравнить с Парижской 1871 года. Коммунистические и социалистические партии стали устраивать огромные шествия, а партия PSL (Партия за Социализм и Освобождение) и вовсе провела митинг в Филадельфии на больше 100 тысяч человек. Более того, не отставали от партий и профсоюзные движения, которые, пусть и терялись на фоне Black Lives Matter, по-прежнему пугали правящий класс, который не мог никак прийти к общему мнению, как затушить разгорающийся пожар социального катаклизма: либо использовать использовать тактику «пряника» с долей популизма и долгосрочных обещаний, либо тактику «кнута и кнута». Так или иначе, вполне справедливо можно заявить о возрождении третьей силы общественно-политической мысли в США. Также ещё три года назад умирающая Коммунистическая партия США с 5-6 тысячами членов очень сильно популяризировалась в среде студенческой молодёжи на фоне протестов BLM. А Хауи Хокинс, кандидат от Зелёной и Социалистической партий, вообще заявил о необходимости третьей партии под лозунгом «Объединённой массовой левой партии».
Что дальше?
На момент 11 ноября побеждает Джозеф Байден, но все может очень резко измениться, ведь из-за мутных результатов в некоторых штатах, где победил Байден, будет пересчёт. А Трамп обещает порадовать своих сторонниками «шокирующими данными Невады». Многие эксперты говорят о поспешных поздравлениях президентов и премьер-министров некоторых стран Байдена. Все может измениться в любой момент, но, главное, что стоит понимать — беспорядки в любом случае будут. Как бы нас не пытались убедить протрампистские СМИ, в том числе в нашей стране, сторонники Республиканцев не менее радикальные и куда более опасные, ведь вооружены они не битами и фейерверками, а огнестрельным оружиям, так как живут там, где оно разрешено. Беспорядки в свою очередь приведут к двум следствиям — дальнейшей идеологической поляризации населения и росту заболеваемости. Последнее в свою очередь вновь укажет на необходимость реформы медицины, и «демократические подачки» тут уже не помогут. Народ Америки нуждается в бесплатной медицине, и это показывают социологические опросы. Что же ждет мир? Полагаю, что волна недовольства очень быстро перебросится в Европу, как это было с протестами против расизма этим летом, а это значит, что рано или поздно придёт и к нам. А для этого российские левые должны быть хорошо организованы и готовы, имея под собой большую поддержку населения, но наше классовое сознание у людей находится в куда более бедственном положении, чем в Америке.
Известный публицист и писатель радикально левых взглядов Джон Стейнбек писал:
«Социализм никогда не пустит свои корни в Америке по причине того, что бедные видят себя тут не эксплуатируемым пролетариатом, а временно бедствующими миллионерами».
Так вот, ситуация изменилась, и «Америкой Стейнбека» стали Россия и страны СНГ…
Никита Маргаев