Что такое память? Мешок ли это, в который складывают все свои воспоминания люди, в моменты их получения, или это что-то иное?…

Во-первых, память ранее понималась метафизично, как нечто статичное. Но все, что есть, есть в движении. Все что есть — процесс. Сознание как свойство отражения, не есть что-то монолитное, простое, и выражается во многих формах. Одной из форм отражения является память, как форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении ощущений. 

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Следует отметить, что память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как “сквозной” процесс, обеспечиваю­щий преемственность психических процессов и объединяющий все познаватель­ные процессы в единое целое.

Память позволяет человеку накапливать и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

Во-вторых, о двуликости памяти. Мы уже определились с тем, что когда упоминается «память», то обычно подразумевается именно индивидуальная память. Приложение же его к множеству людей начало появляться, как мы уже знаем, в XX веке.

Такое мнение основывается на вполне интуитивно понятном доводе — раз наши индивидуальные воспоминания разные, индивидуальные памяти разные, то и чего-то «общего» между разными «памятями» — нет.

Конечно же, у всех совершенно качественно разные сознания, с тем — памяти. Но стоит обратиться к психологии и социологии, как сразу же возникают такие двойственные категории как «общественное» и «частное сознание». Между ними системная связь. Частные сознания — элементы системы, и в связи между собой дают систему — общественное сознание. Такое же отношение и между «коллективной памятью» и «индивидуальной памятью». Общественное сознание не есть сумма сознаний, но есть то, что формирует сознания, а сознания — общественное сознание. Так и с памятями. Индивидуальная память формируется общественной, но и сама при этом составляет коллективную.

Отдельные, субъективные воспоминания, передаются в процессе коммуникации с другими субъектами. Единожды вербализованные, они вливаются в интерсубъективную символическую систему языка и, строго говоря, перестают быть эксклюзивной и неотчуждаемой собственностью. Закодировав воспоминания в обыденную языковую среду, ими можно обмениваться и делиться, их можно поддерживать, подтверждать, исправлять, оспаривать и — не в последнюю очередь — записывать, что сохраняет их и делает потенциально доступными для тех, кто живет вне временной и пространственной досягаемости. Формирующееся из этих субъектов, различные социальные группы, которые впоследствии могут воспроизводить воспоминания. Эти воспоминания переходят другим субъектам, становясь так же и «их» воспоминаниями.

(Категория «память» формируется, как вы могли заметить, категорией «воспоминание», понятие которой введено не было. Это очень просто. Воспоминания есть ничто иное как особая форма ощущений, формирующее «комплексы ощущений», внутри которых связаны логическим контекстом, очередностью, пространственно, причинно-следственно).

Такой противоречивый процесс можно назвать процессом экстериоризации воспоминаний, переходящий в интериоризацию этих же воспоминаний. Общее становится частным, частное — общим. Частные, причем не только единоличные, но и совместные воспоминания мелких социальных групп, воспоминания/комплексы воспоминаний могут становиться общественными. В memory studies комплексы ощущений употребляются как «фреймы».

Фреймы могут передаваться многие поколения, по семьям, городам, этно-нациям и нациям, формируя «идентичность». Идентичность, грубо говоря, некоторый паттерн сознания, формирующегося в некоторой культуре, характерный для неё. В нее входят мифы, традиции, искусством, поговорки, «общие привычки» и многое-многое другое. Идентичность это принадлежность сознания к некой социальной группе и характерному для нее опыту.

Прошлое богато историями, артефактами, опытом и приключениями. Это изобилие, некогда и не сразу возникнув, накапливалось и кристаллизовалось в шедеврах искусства, духовных взлетах и подвигах. Запечатлелось в знаках. Оно скрепляло народы и общности. Оно укрепляло в вере. Оно вдохновляло.

Прошлое — в первую очередь коллективно. Новое, молодое сознание не способно в одиночку взрасти и выжить, покуда оно в начале своего существования, детства, не будет под чьим-то надзором и заботой. Такие же условия и у его развития. Лишь приобретая накопленный ранее коллективный опыт, лишь интериоризируя общественные воспоминания, конечно же с применением знаков, сознание развивается.

Прошлое есть общественный опыт, запечатленный с помощью знаков, в всякого рода народном, общественном, этническом и всякой другой культуре, искусстве, науке и традициях. Это общественные воспоминания прошлых поколений. Прошлое общества есть его стремление к будущему в будущем.

Взгляд на память как образованную максимальным числом аутентичных опытов, которые нужно хранить, по возможности, до бесконечности, сочетается с признанием неизбежности ее утраты по мере того, как все новые поколения сменяют другие. Тезис о том, что память относится к чему-то возникшему в прошлом, полностью расцветшему, значимому, а потому подлежащему сохранению, но это сохранение без потерь и трансформаций невозможно. Личные воспоминания склонны к исчезновению в случае, если они не соединяются с другими, подкрепленные коллективной функцией «социальной рамки памяти».

Так мы доходим до категории «забвения», которое по сути означает «искажение запечатанного».

Забвение — это такое состояние, в котором всякое воспоминание перестает существовать. Материальные причины, вызвавшие ощущение могут исчезнуть, а воспоминания, служащие «мостом» к уже исчезнувшей причине, могли бы остаться, но в ходе влияния на «прошлое настоящего» они искажаются, и уже более не соответствуют былой реальности, они уже забыты.

Автор: Эдвард Стоун