Леса Амазонки пылают ради прибылей капиталистов

Этим летом весь мир наблюдал, как горит тропический лес Амазонки. Президент Бразилии и правый демагог, Больсонаро, был в центре этого разрушения окружающей среды. Катастрофа привела к столкновению Больсонаро с его собственными министрами, мировыми лидерами и протестующими.

Тревожные сигналы впервые пришли, когда бразильский Национальный институт космических исследований (INPE) в Бразилии обнаружил, что в июле произошло самое крупное исчезновение растительности в регионе за один месяц с 2015 года, причем площадь опустошения на 212 процентов выше, чем в июле 2017 года.

Больсонаро обвинил INPE в публикации фальшивых данных и сказал, что правительство раскроет «реальные данные». Не стоит удивляться, что это обещание так и не было выполнено.

В поддержку экологической политики Больсонаро, 10-11 августа крупные бразильские землевладельцы устроили «день огня». Было начата серия скоординированных рукотворных пожаров, главным образом особенно на юге Амазонки.

В результате 19 августа город Сан-Паулу был покрыт черным облаком, которое покрыло город тьмой. Следом на город пролился черный дождь. В социальных сетях и международных новостных каналах вскоре появилось множество фотографий этого жуткого феномена.

В свете этих шокирующих событий, экологический вопрос стал новым причиной для народного гнева по отношению к Больсонаро и его реакционному правительству, которое отреагировало на озабоченность активистов не более чем пренебрежительным сарказмом.

Прибыль на разрушении

Будучи загнанным в угол, Больсонаро сопротивлялся, используя националистическую риторику о защите «суверенитета Амазонии». И все же такие разговоры о «суверенитете» — не что иное, как сотрясание воздуха. В конце концов, проект Больсонаро для региона состоит в том, чтобы открыть его для разработки и добычи нефти транснациональными корпорациями.

Правда в том, что Больсонаро не может предложить ничего, кроме смерти, разрушения и капиталистического варварства. Достаточно проверить список его  спонсоров, чтобы понять, что за высказываниями президента Бразилии скрываются ненасытные аппетиты крупного бизнеса.

Но у нас не должно быть иллюзий в отношении способности любого буржуазного правительства защищать регион. Еще до Больсонаро, во времена правительств Лулы и Дилмы, конфликт между коренными народами и крестьянами с одной стороны и поисковиками, лесозаготовителями, землевладельцами и их боевиками с другой, привел к гибели многих людей и уничтожил целые сообщества.

Например, строительство гидроэлектростанции в Белу-Монте, насильственно проталкиваемое правительством Дилмы несмотря на все предупреждения, привело к тому, что местное население стало страдать, заставив тех, кто раньше мог жить в лесу, нищенствовать и заниматься проституцией.

В других местах агробизнес — главный виновник вырубки лесов Амазонки для расчистки земель для разведения крупного рогатого скота и насаждений — имел наибольший рост при правительстве Лулы. Вопреки пропаганде капиталистов-землевладельцев, большая часть продукции латифундий — это не продукты питания для местного потребителя, а промышленно-ориентированные товары, такие как кукуруза и соя, которые поступают напрямую на международный рынок.

Правительства во главе с Партией трудящихся Дилмы и Лулу пошли на большие уступки этим группам в своих навязчивых попытках добиться профицита бюджета, обеспечив банкиров и финансистов «их» фунтом мяса.

Капитализм и окружающая среда

В ответ на действия правительства Бразилии, Германия и Норвегия приостановили свои пожертвования в Фонд Амазонки. Это основной источник финансирования для бразильских учреждений, которые несут ответственность за защиту и развитие крупнейших в мире тропических лесов.

Но ясно, что иностранный интерес — Франции, Германии и т. д. к «защите» Амазонии — это не что иное, как империалистический интерес.

Мировые лидеры льют крокодильи слезы из-за этой экологической катастрофы и предостерегают Больсонаро за его губительную политику. Но настоящая цель этих политиков заключается в более широком и непосредственном контроле над природными ресурсами планеты в интересах основных монополий, которые они защищают и представляют.

Например, Норвегия является источником 98 процентов пожертвований в Фонд Амазонки. Но он также является одним из основных акционеров горнодобывающей компании Hydro Alunorte, у которой был подпольный трубопровод для сброса необработанных токсичных отходов в источники в муниципалитете Баркарена, во внутренней части штата Пара.

Капиталистов не заботит улучшение условий жизни человечества или защита природы для рационального управления ее ресурсами. Их единственное беспокойство — увеличить их прибыль, находя более дешевые источники сырья и рабочей силы. Их единственная цель — снизить себестоимость продукции, продавать товары, расширять рынки и получать прибыль. Ничего больше.

Произошедшее в Бразилии еще раз показывает, что капитализм не заботится об окружающей среде. Самое главное, это демонстрирует, как мы не можем полагаться на капиталистических политиков для решения этой насущной проблемы. Только посредством организованных коллективных действий — не только против изменения климата, но и против всей капиталистической системы — мы можем найти решение насущных проблем изменения климата и разрушения экологии.

Природа и социализм

Человечество развивалось на основе труда. Взаимодействуя с окружающей средой, наш вид научился господствовать над природой и трансформировать ее для собственного выживания – будь то в производстве орудий для охоты или в развитии сельского хозяйства. Этот процесс не только изменил природу, но также изменил человечество, что привело к росту общества и цивилизации.

Но теперь мы подошли к тому моменту, когда имеем в своем распоряжении всю науку и понимание, необходимые для развития общества и повышения уровня жизни без разрушения природы. Теперь возможно, на основе новейших открытий и технологий, рационально и планомерно использовать земные ресурсы.

Мы подошли к тому моменту, когда сможем производить достаточно продовольствия для всего населения мира. Мы разработали технологии, которые перенесли нас в космос и на Луну. Мы обнаружили новые планеты, звезды и галактики.

Как пишет Энгельс в «Диалектике природы»:

«Коротко говоря, животное пользуется только внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия; человек же своими изменениями заставляет ее служить своим целям, господствует над ней. И это последнее — важное отличие человека от остальных животных, и этим отличием человек опять-таки обязан труду.

Не будем однако слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первой линии те последствия, на которые мы рассчитывали, но во второй и третьей линии совсем другие, непредвиденные последствия, которые слишком часто уничтожают значение первых. Людям, которые в Месопотамии, в Греции, в Малой Азии и в других местах выкорчевывали леса, чтобы добыть таким путем пахотную землю, и не снилось, что они этим положили начало нынешнему опустошению этих стран, лишив их вместе с лесами центров собирания и хранения влаги. Когда альпийские итальянцы вырубили на южном склоне гор хвойные леса, так заботливо охраняемые на северном, они не предвидели, что этим подрезывают корни скотоводства в их области; еще меньше они предвидели, что этим лишают свои горные источники воды на большую часть года, с тем еще эффектом, что тем более бешеные потоки они будут изливать в долину в период дождей. Распространители картофельной культуры в Европе не знали, что они одновременно с мучнистыми клубнями распространяют и золотуху. Так на каждом шагу мы волей-неволей замечаем, что мы ни в коем случае не властвуем над природой так, как завоеватель властвует над чужим народом, как кто-либо, находящийся вне природы, — что мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и внутри нее находимся, что все наше господство над ней состоит в том, что мы в отличие от всех других существ умеем постигать и правильно применять ее законы».

Но то, что сейчас удерживает нас от прогресса как общество, это не наука и технологии, а экономическая система, в которой мы живем, — система, которая ориентирована не на нужды человечества, а только на прибыль. Капитализм не может ничего предложить будущим поколениям. Этот общественный строй должен быть свергнут и похоронен.

Научные исследования убедительно доказали, что ресурсы и природные богатства Амазонки будут бесконечно больше, если лес будет защищен, управляем и устойчиво развит. Но рациональное использование этих ресурсов возможно только в условиях экономики, основанной на демократическом, социалистическом планировании.

Нам нужна социалистическое плановое производство, в котором промышленность и инфраструктура контролируются и управляются рабочим классом, а не корпорациями, извлекающими прибыль из разрушения. Необходимо бороться с корнем этого разрушения окружающей среды — бороться с капитализмом.

Филпэ Либорию, Люси Диас (Марксистская левая, ММТ-Бразилия)