Государство продолжает поддерживать бизнес. В Москве отменили публичные слушания по строительству.

14 марта этого года Путин подписал закон об упрощении процедуры подготовки и согласования генеральных планов, а также правил землепользования и застройки, планировки и межевания территории. Вслед за ним 22 марта правительство Москвы приняло постановление, согласно которому для утверждения документов застройки больше не требуется проведение общественных слушаний. Таким образом, в жизнь воплощается озвученное ранее кредо “свободу бизнесу!”. 

Для начала надо разобраться, что такое “общественные слушания”. Задумывалась данная процедура для взаимодействия органов местного самоуправления и местных жителей. Чаще всего они проходят при разрешении вопросов о строительстве или изменении назначения какого-либо объекта недвижимости. Благодаря этой процедуре, жители могут упредить начало нежелательных для них работ, и если большинство голосов окажется против предлагаемого плана, застройщику потребуется внести в план будущего проекта необходимые коррективы и готовиться к новым публичным слушаниям. Количество может быть каким угодно, так как без положительного исхода начать строительство девелопер не сможет.

Уже здесь видна причина недовольства бизнеса действовавшим механизмом местного самоуправления. Затягивание процесса публичных слушаний и необходимость согласования работ грозит срывом изначально поставленных компаниями и чиновниками планов, а следовательно и получение запланированной прибыли. 

Отмена публичных слушаний фактически лишает население права на участие в решении многих вопросов местного значения, а также способствует еще большему разгулу беспредела со стороны застройщиков, которые смогут беспрепятственно согласовывать строительство различных объектов инфраструктуры в местах, где население было бы против их строительства и могло бы выразить соответствующее мнение на публичных слушаниях.

Конечно, необходимо отметить и бесспорный факт деградации механизма согласования, которому способствовала политика властей по отстранению населения от управления и деполитизации общества. В самом институте согласования также имеются бреши для фальсификаций, которыми чаще всего пользовались застройщики. С началом пандемии слушания были заменены обсуждениями в онлайн сервисе, созданном Собянинскими технологами – приложении “Активный гражданин”. 

Данный сервис можно назвать одним из эталонов механизма фальсификаций и манипуляций общественным мнением в угоду правящей системы. Так, с самого его появления поляризация голосований была постоянной, с господством выгодных для властей решений. Пример одного из таких голосований публиковала Новая газета в соответствующей статье. В нем решался вопрос реконструкции улицы у Новодевичьего монастыря. В течении всего голосования удивительно стабильно и равномерно шел рост числа одобряющих. 

Теперь строительному бизнесу и, как следствие, московским чиновникам нет необходимости даже для виду прикрывать свои действия всеобщим одобрением. Выражаться же деятельность этого союза наверняка будет в той же форме, что в 18 году в случае с депутатом от КПРФ Екатериной Енгалычевой, когда с подачи строительной мафии в лице компании «Ташир» Никульский суд оштрафовал депутата за встречу с жителями района Раменки рядом со строительным объектом компании. 

Больше поддержки и больше свободы для строительного бизнеса

Вышедшее постановление является далеко не единственной мерой, направленной на поддержку выгодного строительного сектора. Ранее мы уже писали про подписанный тем же Путиным закон о приватизации водоохранных земель. Данный закон дает возможность бизнесу – в первую очередь олигархам – приобретать земли, находящиеся во 2-й зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, которые используются для снабжения целых городов.

Как и в вышеописанном случае, главным лоббистом выступил девелоперский сектор. Россиянам данный закон грозит ухудшением качества воды, поступающей в квартиры жилых домов, а также резким повышением цен на питьевую воду, даже без учета растущей из-за действий правительства инфляции.

Еще одним законом, принятым госдумой, стал пакет “антикризисных мер”, который вносил поправки в целый ряд важных законодательных актов (Градостроительный кодекс, законы об экологической экспертизе, особо охраняемых природных территориях, охране озера Байкал и др.). В частности, подразумевалась отмена экологической экспертизы строительства объектов инфраструктуры в национальных парках, заповедниках и федеральных заказниках, а из охраняемых территорий регионального значения можно будет вырезать куски без ограничений.

Формулировки первой редакции законопроекта оказались настолько одиозными, что сразу вызвали общественный резонанс и волну неодобрения общественными организациями. Против него выступили все системные “оппозиционные” партии. К ним даже присоединились профильные комитеты по экологии и аграрным вопросам. Как итог, законопроект претерпел изменения, ужесточающие предлагаемый “свободный рынок”, но, как в любых других подобных случаях, он дал девелоперам, пускай в и ограниченной форме, возможности для реализации многомиллионных проектов. 

Финансовая политика 

Правительство, в рамках выбранного правительством курса по увеличению поддержки и свобод для бизнеса, не ограничилось одними лишь законопроектами. Так, Госбанк принял решение снизить ставку по льготной ипотеке до 9%, даже не дождавшись юридического оформления постановления правительства. Вслед за ним ставку снизили такие банки, как Сбербанк, ВТБ и ДОМ-РФ.

Такое решение было вызвано, в первую очередь, с усилившимся в связи со «спецоперацией» кризисом экономики. Возникновение трудностей с поставками стройматериалов, выездом большего количества трудовых мигрантов из России, а также с резко взлетевшими ставками по ипотечным кредитам в первые месяцы «спецоперации» и с резким падением уровня доходов населения. Так, количество зарегистрированных договоров с участием в долевом строительстве с привлечением кредитов упало на 11,3%, или с 7085 до 6282.

Очевидно, в дальнейшем мы увидим еще больше подобных мер, поскольку доходы владельцев данного сегмента находятся в опасном положении. Из-за вышеописанных проблем количество введенных в строй объектов за март снизилось на 30,7% по сравнению с тем же месяцем предыдущего года.

Те же, кто все еще ждет “левого поворота” или введения более социальной политики, будут разочарованы. Правительство уже дало ответ, озвученный Владимиром Путиным: “Россия будет вести политику большей открытости и расширения свободы бизнеса”. В условиях, когда от доходов крупных собственников и корпораций зависит положение самих членов правительства, иная политика с их стороны невозможна. По-настоящему социальная политика может начаться лишь с приходом власти, выражающей интересы не абсолютного меньшинства, а абсолютного большинства населения России.

И. Андреев