20 октября является знаковой датой для жителей одной центральноамериканской страны. В этот день в 1944 году произошла Октябрьская революция в Гватемале. К сожалению, в России мало знают не то что про Гватемальскую революцию, но и про саму Гватемалу. Однако это событие может быть полезным для изучения не только для латиноамериканских коммунистов, но для наших товарищей по всей планете.
За первые 40 лет XX столетия Гватемала усилиями американских капиталистов и местных проамериканских диктаторов превратилась в классическую банановую республику: большинство населения – беднейшие крестьяне, фактически бесплатно работающие на землях американских монополистов вроде «United Fruit Company», которые, к слову, очередной диктатор на ставке у капитала США Хорхе Убико бесплатно передал в пользование компании. Жителям Гватемалы даже не были доступны дороги: огромная часть путей передвижения находились в собственности американских капиталистов.
Доля рабочего класса в Гватемале была ничтожно мала, поэтому Революция опиралась главным образом на военных, студентов, учителей и других. Гватемальцы решили не спешить с коммунистическими революционными требованиями, поэтому пошли по пути «либеральной демократии»: провели выборы, в ходе которых победил Хуан Хосе Аревало, поставили цель формирования отечественного капитализма.
Поскольку Аревало не был диктатором, он оставил власть в 1951 году после четырех лет, соответствующих его мандату. Без сомнения, Аревало, который был философом и хорошим педагогом, провел реформы, полезные для страны, но он не представлял серьезного препятствия для дальнейшего проникновения американского империализма в страну.
Арбенс, министр обороны Аревало, был провозглашен народом президентом на демократических выборах. Он был готов решить экономическую проблему страны, но не посредством жесткого противостояния капитализму. Среди основных постулатов его программы были экономическая независимость страны и повышение уровня жизни народа.
С 1950 года США находились в состоянии войны с Северной Кореей и хотели заставить латиноамериканские страны присоединиться. В 1951 году на Совете Безопасности ООН Гватемала предложила поправку, согласно которой каждая страна сама решает, хочет ли она вступать в войну. Все это, плюс идея Арбенса об образовании Центральноамериканской федерации, заставили североамериканский империализм вздрогнуть и поднять «антикоммунистическую кампанию» против Арбенса.
Отношения между странами Центральной Америки не благоприятствовали позиции Арбенса. Сальвадор поддерживал дружеские отношения с Гватемалой, но не хотел, чтобы его считали «коммунистическим», Гондурас был полностью в руках Tela Railroad Company (гондурасское название United Fruit), Коста-Рика была в лучшем положении, но ограничивала политическую деятельность коммунистов, отсюда подозрительность ее правительства к Гватемале, которая хотя и не объявила себя коммунистической страной, но допускала участие этой партии и сотрудничала с пролетарскими организациями и демократическими объединениями. В Никарагуа был известный правый диктатор Сомоса. Любая попытка Арбенса объединить Центральную Америку воспринималась как навязывание коммунизма и встречала жесткое противодействие США.
Гватемальский дипломат и участник Революции 1944-1954 Гильермо Ториэльо Гарридо писал, что правительство следующего президента Хакобо Арбенса проводило аграрную реформу для того, чтобы «уничтожить феодализм в Гватемале».
Даже в проведении аграрной реформы, столь необходимой для большинства гватемальцев, Арбенс пошел на огромные уступки американскому капиталу с целью не провоцировать конфликт с соседом-империалистом: вместо безоговорочной экспроприации экспроприированного Гватемала выкупала неиспользуемые земли, которые были подарены американским капиталистам, за цену, которая не устроила тех самых капиталистов.
Закончилось это предсказуемо: проамериканский переворотв 1954, репрессии коммунистов и профсоюзников, геноцид коренных народов, поддерживающих коммунистов и профсоюзников. Этот пример может стать уроком для многих левых, которые надеются на возможность договора и мирного сосуществования с капитализмом: даже если вы пойдете на огромные уступки капиталу, он все равно будет пытаться вас уничтожить. Однако столь печальный конец Гватемальской революции не повод забывать о ней и о ее героях. Пусть этот опыт поможет гватемальским товарищам и коммунистам во всем мире не повторять ошибок прошлого.
SD