Хуже уже быть не может?

Сравнивая своё сегодняшнее и вчерашнее экономическое положение, жителю России может казаться что «хуже уже быть не может». Не так много в этой установке отчаяния, сколько некоего извращенного самоуспокоения. Потеря порядка 1,5 млн рабочих мест в производственной и сервисной сферах из-за ухода из страны иностранных компаний уже принимается как состоявшийся факт. Равно как и двукратный рост цен на ряд товаров массового потребления. «Сахарный психоз» прошел и судя по всему всё входит, хоть и далеко не весело, назад в колею психологического поиска «стабильности». Но верно ли, что дно в экономике достигнуто и падать дальше некуда?

По факту условия жизни большинства населения России и так ухудшались на протяжении как минимум последних нескольких лет. Пенсионная реформа 2018 года — лишь наиболее яркий эпизод. Однако влияние тянущейся уже более месяца авантюры режима, под названием «спецоперация», на жизненный уровень населения не ограничится лишь текущим «отрицательным ростом», и в долгосрочной перспективе будет иметь самые катастрофические последствия для системы. Одним из немаловажных элементов структурного кризиса, без сомнения, будет кризис поставок базовых продуктов массового потребления.

Сигналы о его реальной возможности можно было заметить еще задолго до «спецоперации» – в начале прошлого года. В первом квартале 2021 года исполнительные органы зафиксировали рост числа индивидуальных делопроизводств по кредитным задолженностям с 5 млн должников до 7 млн, общим финансовым объемом в сотни миллионов рублей. То есть миллионы людей еще год назад уже не могли обслуживать свои долги перед банками при имевшемся уровне дохода. Без сомнения, в нынешних условиях число таких людей, оказавшихся в состоянии банкротства, вырастет многократно. На фоне роста цен и повышения конкуренции на рынке труда, это будет вести к стремительному снижению покупательной способности населения в целом.

В перспективе это не может не обернуться товарным дефицитом в силу того, как функционируют поставки продуктов в рыночной экономике. Владельцы продуктовых магазинов поставляют товары на рынок не по большой душевной доброте, а с целью получения прибыли — в противном случае бизнес не может функционировать. Но кризис и падение покупательной способности населения создают такую ситуацию, при которой возможности буржуя по получению прибыли с реализации товаров массового потребления стремительно схлопываются. Необходимо выставлять более высокий ценник чтобы угнаться за инфляцией, но трудящиеся получающие зарплату по старым расценкам уже не могут приобретать товары в прежнем объеме. Это будет вести к тому, что объемы закупок на реализацию для торговых точек будут и дальше сокращаться, а ценники — расти. Возникает порочный круг в котором обнищание рождает дефицит, а он, в свою очередь, усугубляет последствия обнищания. И так вниз по спирали до самого дна.

И это только один элемент надвигающейся катастрофы. Хуже может быть. И будет значительно хуже. Необходимо отдавать себе в этом отчёт, равно как и в том, что не только нынешний режим, но и вся существующая в стране общественно-экономическая система, уже не исправят последствий ими же созданного кризиса. Необходима принципиально другая модель и строить её предстоит коллективно всем трудящимся людям страны. И никак иначе. Каковы могут быть основные черты того «нового порядка» который могут коллективно и демократически построить трудящиеся люди страны после падения режима? Можете почитать об это здесь — https://marxist.news/programma/

Марат Вахитов