На днях в Москве завершился трехдневный визит главы КНР в Москву, где он проводил светские и деловые беседы со своим коллегой — Владимиром Путиным. Надо ли говорить, что провластные пропагандистские СМИ выставили это событие как необычайно важное и значимое. Однако так ли это на самом деле и почему об итогах этой встречи говорят так мало?
Как и было положено, за время до встречи двух мировых лидеров, высказывалась масса теорий и предположим о том, чем же она закончится. Одни говорили об открытой поддержке Китаем России в ее конфликте с Украиной и блоком НАТО, другие и вовсе о создании военно-политического блока. Потому за самолётом председателя КНР следило более 100 тысяч человек. Но как водится в последнее время, особенно когда речь идёт о политическом взаимодействии очень важных персон, ожидания оказались слишком завышенными.
В основном, мы могли видеть лишь общие заявления. Так Си Цзиньпин продемонстрировал свою «моральную» поддержку путинскому режиму, продолжая старую песню о тесной дружбе и партнерстве между странами. Однако ни о какой прямой помощи речи не шло. Во всяком случае, мы до сих пор не знаем и не имеем фактических подтверждений о каких-либо подписанных документах в сфере того же ВПК. Безусловно, китайский режим и вся китайская капиталистическая система помогает Кремлю и российской экономике в целом обходить санкции, осуществляя поставки дефицитной продукции: ту же электронику и высокотехнологичное оборудование. Опять же, происходит это в рамках политики, избегающей возможности конфронтации с европейской и американской номенклатурой.
Конечно, в связи с острой конфронтацией с западом, российский режим впадает в зависимость от Китая, хотя и нельзя сказать, что данный процесс происходит с большим энтузиазмом с обеих сторон. И, хотя для российской стороны он носит характер “важного” и даже “необходимого”, для Пекина это экономическое партнерство с Россией носит весьма второстепенный характер. Так в 2022 году товарооборот между Китаем и Россией достиг рекорда — $190 млрд, в то время как со странами Африки он достиг $259 млрд, со странами Латинской Америки $448 млрд, с США, главным соперником как Пекина, так и Кремля, $697 млрд, с ЕС, еще одним “противником” путинского режима, $779 млрд, наконец со странами АСЕАН – $886 млрд.
Но может ситуация лучше конкретно с энергоресурсами (конкретно нефти), и в этой сфере Россия нужна Китаю? Действительно, тут наша страна заняла почетное второе место, лишь немного уступая Саудовской Аравии, однако достигается ли таким образом критическая зависимость Поднебесной от нефтяных компаний? Как мы могли видеть на примере Европы, заместить наших отечественных поставщиков вполне реально, в случае Китая, таких кандидатов довольно много. По показателям поставок сжиженного газа, Россия занимает четвертое место, уступая Катару, Малайзии и внимания — Австралии. Да, страна член фактически антикитайского альянса, возглавляемым США, является одним из ключевых торговых партнеров Китая. Таким образом, российское политическое руководство находится в крайне неравных условиях за переговорным столом со своими китайскими партнерами. В случае необходимости, Пекин сможет довольно легко порвать со своим северным соседом без серьезного вреда для себя.
Это отношение выразилось еще более отчетливо, в виде отсутствия публичного подтверждения по поводу строительства газопровода «Сила Сибири 2» и заключения нового газового контракта. В Кремле оперативно объяснили, что с соглашениями все в порядке, а статья в Bloomberg является преднамеренным вбросом. Однако, даже если это является правдой, отсутствие официальных и открытых заявлений подтверждающих подобные соглашения говорит о большой осторожности китайской стороны и желании дистанцироваться от Кремля на публике. Учитывая все вышеперечисленное, неудивительно, что российская государственная пропаганда сконцентрировалась на символическом аспекте встречи, ведь никаких физических, во всяком случае публичных, договоренностей представлено не было.
Отдельно надо отметить основную линию, продвигаемую Пекином по части мирного урегулирования конфликта между Россией и Украиной, выраженной в 12 пунктах и подразумевающих немедленное перемирие на весьма неопределенных условиях. Видно, что Китай стремится продемонстрировать свое положение как главного миротворца. Подчеркивает это положение начавшийся процесс примирения между Саудовской Аравией и Ираном, в котором большую роль сыграла китайская сторона.
Что же тогда нужно Китаю от российского режима, помимо сохранения облегченного доступа к ресурсам? Как ни странно, но ровно тоже самое, что и европейскими и американскими политическими и экономическими, а именно — поддержание стабильности на территории СНГ и поставках энергоресурсов, обогащая таким образом, как иностранный, так и российский правящий класс. Для данной задачи путинский режим по-прежнему остается приемлемым для Китая, ЕС и США. Продолжающийся же конфликт в Украине представляется для всех сторон коллизией, решить которую, удовлетворив все заинтересованные элиты, пока что не представляется возможным.
Автор: Иван Андреев