В начале нулевых редко можно было услышать от обывателя слова о вероятности новой гражданской войны в России. В обществе чувствовалась некая усталость от потрясений XX века. То самое общество будто пошло на сделку с кремлёвским дьяволом, пообещавшим стабильность в обмен на полную отстранённость граждан от политики. Шли годы, хаос 90-х закончился, люди с облегчением начали строить новую жизнь, полагая, что всё самое жуткое позади. Ни кризис 2008 года, ни война в Южной Осетии не произвели впечатления надвигающейся катастрофы. А сегодня мы говорим о том, как уберечь чьего-либо отца, сына, брата от войны в соседней стране. Сегодня мы всерьёз говорим о способах выжить при атомном ударе. Не сюр ли это? Даже антиутопия Оруэлла может показаться милой доброй сказкой на фоне меняющегося сегодня мира, который на огромной скорости несётся в тёмную бездну.
Мы всегда твердили: экономические и политические процессы, творящиеся в мировом масштабе, неизбежно скажутся на состоянии нашей страны. Игнорировать это влияние было глупо. Пока Ближний Восток и Африку охватили бесконечные войны, Запад вовсе не стал твердыней стабильной и счастливой жизни, как это казалось нашим либеральным оппонентам. Цены росли, наёмные работники постепенно удушались кредитами. «Азиатские тигры» также имеют довольно болезненные и актуальные проблемы на фоне мирового кризиса. Та же Республика Корея вовсе не стала страной, где трудящиеся могут быть спокойны за своё социальное положение. Южнокорейские картины «Игра в кальмара» и «Паразиты» являлись не просто очередной развлекаловкой для масс. Они символизировали собой крик отчаяния, издававшегося из уст миллионов азиатов, ежедневно опасающихся потерять работу. Страх оказаться на улице смешивается с ожиданием готовящейся войны, причиной которой является экономическое и политическое противостояние Китая и США. Мир готовится к полномасштабному вторжению Пекина на Тайвань. Такое положение дел может втянуть в конфликт весь Тихоокеанский регион. На Западе же идёт самая масштабная война XXI века между Россией и Украиной. Мир словно обезумел. Но не стоит искать в этом что-то иррациональное и необъяснимое. Вы не верили в то, что подобное возможно. Теперь придётся поверить и в кое-что другое, касающееся непосредственно России.
Ленин многократно твердил, что кризисы и войны — явления, напрямую связанные с империалистической стадией развития капитализма. Капитал ищет новые способы получения прибавочного продукта, а таких возможностей оказывается всё меньше. Это неминуемо приводит к потрясениям, коих российский обыватель так боялся, соглашаясь на негласную сделку с власть имущими. А сегодня этот самый обыватель пытается добиться главного: спасти себя и свою семью в нынешнем хаосе. Мало кто мог представить себе то, что будет происходить на западных границах России в 2022 году. И сегодня, судя по всему, мало кто верит в вероятность перестания внешней войны в войну гражданскую. Нет, это не слова романтика, начитавшегося героических произведений о красноармейцах и белогвардейцах. Да и нет в этом особенно никакой романтики. Давайте попробуем разобраться, почему автор при всей серьёзности допускает очень высокую вероятность будущей гражданской войны в России.
Одним из тех, кто разделяет подобную позицию, является социолог и философ Григорий Юдин. Еще в интервью Гордеевой он высказал мысль, что гражданская война не просто вероятна в России — она неизбежна. Если ранее власть подкупала общество некой стабильностью, то сейчас от этой самой стабильности не остаётся и следа. Если государство не способно пойти на масштабную кредитную амнистию для мобилизованных, то в конечном итоге мобилизованным не останется ничего больше, как объединяться в отдельные вооружённые группы, сопротивляясь попытке Кремля отправить их на очередную мясорубку. Длительное сопротивление рано или поздно приведёт к реальным боестолкновениям внутри. У мобилизованных вырисовывается страшная перспектива: практически сразу погибнуть на фронте или скрываться от мобилизации (которая, увы, не закончилась) и тюрьмы. В любом случае, есть риск вообще просрочить кредиты, которые сваливаются тяжёлым ярмом на семью бойца. В первом, семья может не получить выплату за гибель кормильца (как часто случается, «нет тела — нет дела»), а во втором — кормилец, скорее всего, теряет работу, играя в прятки с военкоматом. То, что зажатые в тиски мобилизованные будут вынуждены сопротивляться властям — перспектива ближайшего будущего.
Станут ли мобилизованные главным фактором большого социального конфликта в России — вопрос довольно сложный. Каждый день мы узнаём о недовольствах в среде новоиспечённых солдат. Напряжение растёт бешеными темпами. Опять же, не стоит забывать, что любой мобилизованный мужчина — это чей-то отец или сын. Таким образом, волнения в военной сфере перетекают в гражданскую сферу. И это заставляет женщин выходить на улицы и требовать возвращения своих мужчин домой.
Осознаёт ли эту угрозу Кремль? Безусловно. Но почему же он роет собственную могилу? Видимо, объясняется это лишь тем, что за последнее время сделано такое количество совершенно идиотских ошибок, что разумных и безболезненных способов выйти из сложившейся ситуации у Кремля просто не осталось. Одной из таких ошибок является ЧВК «Вагнер» — монстр, способный броситься на своего же хозяина. Лет, эдак 5 назад, вождь «вагнеровцев» Евгений Пригожин был весьма малозаметной фигурой. Молодёжь узнавала о нём, разве что из расследований Алексея Навального. В публичном пространстве он практически не появлялся. Что же мы видим сейчас?
Пригожин владеет уже не просто небольшой группой головорезов, странствующих в арабских странах в поисках приключений. «Вагнер» превратился в настоящую армию, у которой есть танки, боевые самолёты, самоходные артиллерийские установки, мощные современные дроны. Пригожин, будучи формально негосударственным лицом, получил уникальную возможность распоряжаться судьбами уголовников. Помимо авантюристов, воюющих за деньги, группа пополняется убийцами, желающими поскорее покончить со скучной жизнью за решёткой. И с каждым днём их становится больше. Сказать, что призыв зэков в частную военную компанию является незаконной акцией — это не сказать ничего. Впрочем, сейчас бандитов готово к себе набирать и Минобороны.
ЧВК остаётся единственной боевой единицей, которая до сих пор держит свой участок фронта на бахмутовском направлении. Безусловно, на фоне государственных воинских частей, бегущих под ударами ВСУ, вагнеровцы приобретают огромнейшее влияние в стране, превращаясь в довольно опасный элемент как для российского общества, так и для самого Кремля. Дикий пёс, которого приручила власть, так и останется диким.
Пригожин не стесняется в своих действиях и выражениях, которые, опять же, идут вразрез с законом. Закон, в принципе, уже не работает. Страна вышла из всякого правового поля. За 8 жалких месяцев язык силы стал главным элементом государственной политики. И Пригожин это прекрасно понимает, всё более усиливая хватку. Если обыватель искренне полагает, что в этих условиях ЧВК «Вагнера» не будет стремиться к распространению своего влияния в стране, то он очень серьёзно заблуждается. Минобороны потеряло огромное количество кадровых военных и сейчас еле удерживает фронтовую полосу, отправляя на убой мобилизованных, немотивированных солдат. Это тот ресурс, которым сегодня обладают российские Вооруженные силы. Трудно ли допустить, что когда-нибудь мы увидим противостояние мобилизованных и «вагнеровцев»? Думаю, что такое вполне реально, когда Пригожин встанет поперёк горла российскому командованию.
Помимо вышеупомянутых сил, есть ещё две: вооружённые отряды Кадырова и российские спецслужбы. Глава Чечни недавно устроил травлю генерал-полковника Лапина, ответственного за группировку российских войск в Украине. Лидер субъекта РФ открыто влез в вопросы, его никак не касающиеся. Военачальника быстро скинули, Кадыров ликует. И снова факт, подтверждающий, что Россия полностью вышла из всякого правового пространства.
Мы не зря упомянули спецслужбы, поскольку вряд ли руководства ФСБ и СВР будут спокойно терпеть распоясавшихся Пригожина и Кадырова. Последние не глупцы, и наверняка отдают себе отчёт в том, что врагов в Кремле у них становится всё больше. И во всём этом спектакле российские граждане становятся разменной монетой между несколькими центрами власти.
Гражданская война, увы, скорее неизбежна. Война с Украиной продолжается, тысячи российских солдат возвращаются домой физическими и психическими калеками, фактически ни с чем. А другие мёрзнут в окопах, наполняясь ненавистью к тем, кто отправил их на верную смерть. Массы вооружённых уголовников сегодня на войне, а завтра они будут на улицах российских городов. Бедность растёт, а вместе с ней растёт и желание выбраться из той ямы, в которую загнал режим свой народ.
Автор: Александр Беляев