В последнее время в социальных сетях бурно обсуждают высказывание мэра Москвы Сергея Собянина о довольно высокой заработной плате московских преподавателей школ. Причём, одни информационные порталы («РИА Новости», «Regnum», «Говорит Москва») сообщают о заявленных мэром 125 тыс., а другие («Взгляд», «Вести образования») ссылаются на то же самое выступление, но утверждают, что Собянин говорил вообще о 160 тыс. Какой вариант ни оказался бы истинным, высокие зарплаты учителей Москвы на фоне российского рынка труда — это действительно факт. О чём он нам говорит — затронем в данной статье.
Если зайти на сайт любой московской школы, то в пункте «сведения о заработной плате» можно увидеть средний ежемесячный доход учителя. Цифры конечно впечатляют. В этих условиях приходится говорить не об общем росте качества жизни россиян, а скорее о «точечных дотациях» определённых профессий, в том числе профессии школьного учителя столицы. Молодые преподаватели, приходя в учебное заведение сразу после окончания вуза, получают крутой бонус. Чтобы с первых месяцев зарабатывать 85-95 тыс., представители других специальностей вынуждены батрачить месяцами, а то и годами. Учитель имеет отличный старт в своей профессиональной деятельности, и, конечно, такой доход накладывает определённые ограничения на бывших студентов педвузов. Нас, в первую очередь, интересуют ограничения общественно-политического характера.
Малейшая критика политического руководства страны может обернуться крайне неприятными последствиями. При солидной зарплате многие учителя как бы самоотстраняются от политической жизни, пытаясь сохранить своё псевдоблагополучие. Это касается и отношений с районной администрацией, критика которой «нежелательна». Впоследствии, преподаватель либо сам переходит целиком на сторону режима, либо осторожно демонстрирует лояльность. Власти Москвы прекрасно справились со своей задачей, купив совесть огромного количества учителей, по крайней мере, учителей старого поколения. Иная ситуация с молодыми специалистами. Но об этом ниже.
Увы, как бы нам ни хотелось высмеять слова Собянина о 125 тыс. или 160 тыс. руб., мэр — человек совершенно не глупый. Школьные учителя Москвы за последние 10 лет получили такие преимущества, что ни о каких массовых протестных настроениях с их стороны в ближайшее время не может идти и речи. Что сказать? Капиталисты никоим образом не собираются нам уступать такую площадку для общественной деятельности, как образование. Для них это священная корова, утрата которой повлечёт за собой последствия.
Однако, не всё так радужно для московского департамента образования. И вот, почему. Во-первых, молодые специалисты зачастую не выдерживают психоэмоциональной нагрузки. Пусть некоторые твердят, что работа преподавателя это работа для интеллигенции, которая «особо и не напрягает». Подобные утверждения скорее относятся к тем, кто никогда со школьным образованием не имел дела и не понимает, о чём говорит. Во-вторых, средний учитель хоть и выполняет роль низового кремлёвского пропагандиста, но справляется с этим плохо. Совсем плохо.
Даже если взять ситуацию с Первым Московским кадетским корпусом, где мне довелось некоторое время вести историю и обществознание: большое количество кадетов скорее критически относится к государственной пропаганде, нежели лояльно. Это притом, что ПМКК является полувоенным учебным заведением, где дух пропаганды постоянно витает в воздухе.
Руководители департамента образования города так и не поняли самого главного: битву за молодёжь власть проиграла и исправить эту ситуацию уже практически невозможно. В итоге, картина для режима получается грустная: зарплаты высокие, молодые специалисты приходят и быстро уходят, а учащиеся перестают верить в откровенную чушь. Последние откроют новую главу в истории России. Последние станут социальным ядром будущих изменений в стране и в мире. И задачей левых оппозиционных сил является активное привлечение молодых талантливых людей на свою сторону. Как мы знаем, молодёжь всегда была активным двигателем прогресса.
Автор: Александр Беляев