Политический кризис и классовая борьба в Перу

Стремительно развиваются события в Перу. 9 ноября президент Мартин Вискарра был отстранен от должности; через неделю за ним последовало новое правительство Мерино, находившееся под давлением массового движения, развернувшегося в последние дни. Кризис буржуазного государства позволил классовой борьбы выплеснуться на улицы. Рабочий класс и молодежь нанесли поражение режиму уже в этой первой битве.

Банкротство перуанского политического режима

Как и во многих странах Латинской Америки, буржуазная демократия совершенно бесполезна для поддержания хоть какой-либо стабильности режима. В одной стране за другой государство используется для того, чтобы буржуазия набивала карманы за счет разграбления народных ресурсов или заключения темных «деловых» сделок с частными компаниями, направленными на предоставление им ресурсов, передачу проектов, изменение законов, позволяющих им делать незаконные вложения и т. д. Такова каждодневная действительность.

В частности скандал с компанией Odebrecht, коснувшийся Северной и Южной Америки, привел к импичменту президента и политиков из многих партий. Относительно Латинской Америки, мы можем взглянуть на следующую информацию: «По данным Министерства юстиции Соединенных Штатов, Odebrecht выплатил около 788 миллионов долларов незаконных комиссионных за более чем 100 проектов общественного строительства в 11 странах Латинской Америки, а также в Анголе и Мозамбике в Африке».

Согласно этой статье и данным консалтинговой компании Global Financial Integrity, Латинская Америка ежегодно теряет около 140 миллиардов долларов из-за коррупции, что составляет 3% от ВВП региона. Дело Odebrecht — не единственное дело о коррупции, почти все страны и все компании региона причастны к подобным коррупционным деяниям, в дополнение к отмыванию денег, уклонению от уплаты налогов и т. д. Другими словами, национальная и международная буржуазия неспособна соблюдать формальные правила даже своего буржуазно-демократического режима. Коррупция неотъемлемо присуща капитализму.

В случае Перу показатель коррупции намного превышает средний; последние шесть президентов были замешаны в коррупционных действиях, некоторые из них находятся в тюрьме, другие под следствием. Альберто Фухимори отбывает 25-летний срок тюремного заключения за коррупцию, убийство и отмывание денег; Алехандро Толедо был арестован в США и экстрадирован в Перу за коррупцию; Алан Гарсия покончил жизнь самоубийством, чтобы избежать обвинения во взяточничестве в 2019 году; Ольянта Умала имеет условный срок по делу о коррупции в компании Lava Jato в Бразилии; Педро Пабло Кучински был смещен с поста в 2018 году и находится под домашним арестом за отмывание денег; последний из них — свергнутый президент Мартин Вискарра, обвиненный во взяточничестве и коррупции.

То, что мы имеем здесь — банкротство политического режима перуанской буржуазии, неспособной уберечь буржуазную демократию от последствий загнивания как местного, так и международного капитала.

Обвинения в коррупции, верность которых парламент Перу подтвердил в форме «отставки» президента, — пустые фразы в их устах. Всем известно, что нынешний парламент полон коррумпированных негодяев, пытающихся прикрыть себя парламентским переворотом. В интервью с членом Alba Movimientos Хосе Карлос Лленера на Telesur упоминается, что по крайней мере 50% членов нынешнего конгресса находятся под следствием по обвинениям в коррупции. Эти деятели не имеют намерения остановить коррупцию посредством отставки президента, а скорее скрывают свою собственную коррумпированность, отвлекая внимание общества.

Это сознает большинство перуанцев, которые ни на секунду не поверили всей той фальши, брошенной ими СМИ, чтобы оправдать этот парламентский маневр.

Мерино, подавший сегодня в отставку из-за мобилизации масс, представлял собой образец наиболее коррумпированного и реакционного представителя перуанской буржуазии: владелец скотоводческого ранчо, известный своими связями с фигурами из Опус Деи, горнодобывающими компаниями и элементами из окружения Фухимори. Их планы были ясны: скрыть свою коррупцию, начать экономическое наступление на все слои населения и гарантировать себе победу на выборах в следующем году.

Массовое движение должно перейти в наступление

Массы отреагировали немедленно, не столько защищая Вискарру или абстрактную «демократию», сколько выступая против президента Мерино, которого они считали совершенно нелегитимным. 12 ноября был созван крупный национальный марш, в котором приняли участие десятки тысяч человек в столице страны Лиме и десятки тысяч человек в других городах по всей стране. Движение было поддержано некоторыми политическими партиями и частью прессы, но в действительности оно представляло собой спонтанный взрыв возмущения со стороны низов. Это был крик «хватит!», направленный против всего режима.

Есть много причин, по которым массы вышли на улицы. Перу — страна с одним из самых высоких уровней смертности от пандемии Covid-19, готовящиеся планы «реактивации» экономики включают сокращение зарплат, увольнения, нарушения прав рабочих, увеличение рабочего времени и т. д. Короче говоря, вся тяжесть кризиса ложится на спины трудящихся.

Наряду со здравоохранением и экономическим кризисом существуют программы буржуазии, которые предполагают изменения во всех сферах, и которые ликвидируют те немногие имеющиеся права в интересах частных компаний. За массовыми мобилизациями, которые привели к гибели людей и сотням раненых, стоит глубокое возмущение нынешним режимом, экономической ситуацией, неспособностью правительства решить кризис здравоохранения, коррупции, усталостью от буржуазных политиков и др.

На 14 ноября было назначено новое всеобщее шествие, со значительным участием масс. Во время этой мобилизации молодежь находилась в авангарде и защищалась от жестоких полицейских репрессий. В результате действий последних погибли двое молодых людей и сотни получили ранения различной степени тяжести.

Перед лицом нарастающего наступления масс министры нового правительства Мерино начали уходить в отставку, как крысы, покидающие тонущий корабль. Вооруженные силы, которые одобрили увольнение Вискарры и передачу власти Мерино, теперь отказались присутствовать на встрече, созванной президентом. Очевидно, правящий класс впал в состояние паники, столкнувшись с вполне реальной возможностью того, что массовые демонстрации на улицах сметут прочь весь режим.

Отставка Мерино, пробывшего у власти всего пять дней — отчаянная попытка спасти режим. Правящий класс пытается найти решение для восстановления подорванной легитимности буржуазных институтов. «The Republic» в своей редакционной статье потребовала, чтобы конгресс выдвинул нового человека на пост президента страны, и который не голосовал за отставку Вискарры. Ожидается, что в среду, 18 ноября, Конституционный суд вынесет решение о законности отстранения бывшего президента от власти.

Таковы две возможности, которые правящий класс мог бы рассмотреть для спасения режима: выдвижение нового президента, не участвовавшего в интригах против Вискарры, или даже отмена решения и восстановление его на посту президента. Ни один из этих вариантов в действительности не может разрешить глубокий кризис режима, вызвавший эти интриги и открывший дорогу для бунтующего движения низов.

Это важно понимать, так как что массы должны продолжать борьбу за решение имеющихся фундаментальных проблем, а не останавливать мобилизацию со сменой президента или удовлетворяясь обещаниями парламентских или президентских выборов в 2021 году.

Перед отставкой Мерино Всеобщая конфедерация рабочих Перу (CGTP) призвала к национальной забастовке рабочих 18 ноября «в защиту труда как права человека, его здоровья и жизни. За народную демократию». Этот призыв к забастовке необходимо поддержать, несмотря на отставку Мерино. Вопрос не в том, чтобы поменять одного коррумпированного капиталистического политика на другого, проблема заключена в капиталистической системе, и эта забастовка должна служить организации армии трудящихся и молодежи, чтобы те могли встать на путь борьбы за установление власти рабочих.

Должна поддерживаться мобилизация молодежи, рабочих, среднего класса. Мы увидели, что борьба дает результаты, и мы можем достичь наших целей, если будем оставаться на улицах и будем организованы. Но у стихийности, свойственной движению есть свои пределы.

Движение должно сделать шаг вперед, создав комитеты на рабочих местах, в рабочих кварталах и скоординировать их работу, созвав Национальное собрание трудящегося и борющегося народа, составленное из представителей, избранных на массовых собраниях рабочих, молодежи и крестьян, трудящихся в целом.

Может ли Учредительное собрание решить наши проблемы?

В рамках этого движения масс был поднят лозунг Учредительного собрания, а также требование отмены Конституции 93 года, принятой при Фухимори.

Профсоюз CGTP, к примеру, предлагает «сформировать временное правительство с участием народа, которое немедленно созовет Учредительное собрание для принятия новой Конституции, которая согласует новый общественный договор для новой республики». Также «Широкий фронт» во главе с Вероникой Мендосой, чьи сторонники в парламенте поддержали (6 — за, 2 — против) отставку Вискарры, теперь выступает против Мерино и также требует начала процесса выработки Конституции.

На самом деле это требование со стороны различных отрядов мобилизованных масс представляет собой отвержение всего прогнившего до основания режима. Но мы должны спросить себя. Что означает «временное правительство с участием народа»? Кто будет формировать такое правительство? И что еще более важно, кто передаст власть этому правительству? Не исключено, что нынешний конгресс может сформировать «временное» или «технократическое» правительство с ограниченными целями, задачей которого будет как раз таки попытаться восстановить потрепанную легитимность буржуазных институтов и помешать массам взять власть в свои руки.

Чтобы говорить о «правительстве с участием народа» или «учредительном собрании», первое, что нужно сделать, это убрать существующее правительство и прогнивший конгресс. Для этого массы рабочих, молодежи и других участников движения должны вооружиться собственным парламентом.

Предложение, выдвинутое CGTP, имеет еще один важный недостаток. Если за словами об установлении «нового общественного договора» что-то стоит, то исключительно новый «договор» между капиталистами и рабочими, тот, который, возможно, будет немного более благоприятен для рабочих, но само это требование остается в пределах капиталистической системы. И проблема как раз в том, что существование капиталистической системы, а тем более нынешнего глубокого кризиса, несовместимо с «защитой труда как права человека, его здоровья и жизни», которую CGTP предлагает в качестве немедленного программного требования.

Здесь мы видим слабость политической программы, продвигаемой как CGTP, так и «Широким фронтом». Эта программа основана на иллюзии, что капитализм можно «демократизировать», что возможен «более добрый» тип капитализма по отношению к рабочим. Реальность такова, что подобное невозможно. Органический кризис капитализма, усугубляемый пандемией, коррупцией, особенно остро проявляет себя в Перу, и именно он является источником нынешнего кризиса режима, с которым столкнулась страна.

Необходимо выставить программу, идущую на разрыв с капитализмом. В таковой должно быть точно обозначено, что для обеспечения права на трудоустройство, здоровье, жизнь и образование необходимо экспроприировать капиталистов, владельцев ранчо и крупных землевладельцев, транснациональные корпорации, 40 семей олигархов, контролирующих экономику и политику страны.

Необходимо созвать всеобщее собрание представителей народа — рабочих, профсоюзов, женских организаций, студентов, домохозяек, бедных крестьян и т. д. Задачей его станет разработка плана борьбы, включая общенациональную забастовку дабы смести все прогнившие учреждения и коррумпированный буржуазный режим и дать рабочим контроль над ситуацией.

Чтобы положить конец кризису в области здравоохранения и экономики, необходимо предпринять смелые действия — призвать к экспроприации командных высот в экономике, к их переходу под рабочий контроль, национализации банков, национализации горнодобывающих компаний и т. д. Только при наличии достаточных ресурсов под централизованным контролем рабочего класса, можно будет выделить необходимое для снабжения больниц и школ, дать работу всем безработным и т. д.

Такое собрание, представляющая собой организованную власть народа, действительно было бы тем, что массы понимают под «конституцией» — не буржуазный парламент, а парламент рабочих и крестьян.

На этой исторической неделе массы в Перу продемонстрировали свое мужество, свою готовность к борьбе и свою силу, как это сделали массы в Эквадоре и Чили год назад. Обладай революционным руководством и ясной социалистической программой, они были бы непобедимы.

Ни Вискарра, ни Мерино, ни логова воров в Конгрессе — долой их всех!

За всеобщую забастовку и Всеобщее собрание трудящихся!

За рабочее правительство!

Ubaldo Oropeza, Jorge Martín

Источник