Бразилия: всеобщая забастовка демонстрирует слабость Болсонару

Миллионы людей приняли участие в всеобщей забастовке в Бразилии 14 июня, сопровождавшейся демонстрациями в 380 городах по всей стране. Задачей забастовки было заблокировать предлагаемую правительством Болсонару контрреформу пенсионной системы. Также в ней были отражены требования остановки бюджетных сокращений на образование, которые уже привели к миллионным демонстрациям 15 и 30 мая.

Правительство Болсонару, уже пронизанное внутренними противоречиями и быстро теряющее поддержку, было поражено опубликованными на этой неделе разоблачениями сговора между судьей и гособвинением в судебном процессе против бывшего президента Лулы. Судья, который участвовал в сговоре, затем получил должность в министерстве юстиции Болсонару. Не столкнувшись с перспективой фашизма, массовое движение способно опрокинуть действующее правительство, но для этого потребуется не один день всеобщей забастовки.

Всеобщая забастовка была первоначально объявлена профсоюзными конфедерациями 1 мая и являлась частью очень слабой стратегии, сосредоточенной вокруг «оказания давления на членов парламента» с целью отклонить закон, а не победить его постоянным массовым уличным давлением. Решение правительства Болсонару о сокращении бюджетов университетов и провокационные действия вызвали бурю негодования в национальный день забастовки в секторе образования 15 июня, когда 2 миллиона человек приняли участие в демонстрациях против правительства по всей стране. Движение студентов и преподавателей обеспечило необходимый импульс для всеобщей забастовки. Еще один общенациональный день демонстраций, который 30 мая провозгласил Национальный союз студентов, позволил сотням тысяч человек вновь выступить против сокращения расходов правительства на образование.

Между тем, попытка сторонников правительства объявить контрдемонстрации в защиту Болсонару 26 мая потерпела полный провал. В Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро им едва удалось собрать по 10 000 человек. 15 мая антиправительственные демонстранты вывели 250 000 человек на улицы Сан-Паулу и 400 000 человек в Рио. Демонстрации 26 мая были не только малочисленней, но и настрой их был не столько наступательным, сколько защитным, как бы отражением потрясенности воинственностью, проявленной молодежью 15 мая. Демонстрации 26 мая преследовали цель поддержать правительство и лично Болсонару в их попытке апеллировать к «народу» непосредственно через головы партий и парламента. Но они потерпели неудачу. Созрели условия для всеобщей забастовки.

{youtube}https://www.youtube.com/watch?time_continue=19&v=KbN9sCv4Bts{/youtube}

По данным профсоюзной конфедерации CUT, в забастовке приняли участие около 45 миллионов рабочих. Забастовка была особенно мощной среди работников сферы образования и в государственном секторе, а также среди работников банков, нефтяников  Petrobras, работников общественного транспорта в крупнейших городах и т. д. В промышленном центре ABC Сан-Паулу профсоюз металлистов объявил, что к забастовке присоединились более 98 процентов рабочих, парализовав основные сборочные заводы Volkswagen и Mercedes, а также сборку автозапчастей. 10 из 12 нефтеперерабатывающих заводов страны были остановлены, и рабочие не вышли на работу в конце ночной смены. Метрополитен и автобусные службы были частично или полностью парализованы в главных городах страны, несмотря на судебные решения, запрещающие некоторым участкам бастовать. Губернатор Сан-Паулу Жуан Дориа угрожал уволить работников метрополитена, если они объявят забастовку.

В течение дня прошли демонстрации, митинги и пикеты за пределами основных предприятий. Днем сотни тысяч людей вышли на улицы, проведя более 300 демонстраций по всей стране, в том числе 50 000 человек в Сан-Паулу, столько же в Порту-Алегри и 100 000 в Рио-де-Жанейро. Настроение было очень боевым, и лозунг «Fora Bolsonaro» («Болсонару прочь!») завоевал популярность, несмотря на попытки лидеров левых и профсоюзов ограничить себя, требуя отставки министра юстиции Мору. Демонстрации могли быть более масштабными, если бы не роль, которую сыграли профсоюзные лидеры, которые сделали все возможное, чтобы предотвратить воинственные демонстрации на улицах. Президент CUT Вагнер Фрейтас открыто призвал рабочих «оставаться дома» в рамках всеобщей забастовки.

Массы реагируют на нападение

Забастовке предшествовали опубликованные онлайн-СМИ Intercept откровения о неправомерных действиях судьей и прокуратуры в ходе судебного разбирательства по делу лидера Партии Трудящихся с целью помешать ему сначала стать кандидатом на президентских выборах, когда он был лидером в опросах общественного мнения, а затем – блокировать для него возможность давать интервью из тюрьмы, которые могли повлиять на результаты выборов.

Это серьезный скандал, который ставит под сомнение не только обоснованность судебного разбирательства по делу Лулы, в ходе которого он был приговорен к тюремному заключению за коррупцию без каких-либо доказательств, но также ставит под сомнение легитимность самих президентских выборов. Если бы Луле позволили выдвигаться, вполне вероятно, что он сохранил бы пост за собой. Кроме того, скандал затрагивает судью Мору, который председательствовал на процессе против Лулы, а затем был награжден министерством юстиции правительства Больсонару, а также получил место в федеральном Верховном суде. Последние разоблачения в этом скандале показывают, как судья Моро, который должен был быть нейтральным и беспристрастным, сказал стороне обвинения издать заявление для прессы, чтобы опровергнуть аргументы команды защиты Лулы. Несмотря на то, что он по-прежнему является самым популярным членом правительства, число людей, которые относятся к нему положительно, резко сократилось с 60 до 50 процентов из-за недавних утечек. Это усиливает проблемы правительства Болсонару, которое только недавно было вынужденно отправить в отставку одного из министров.

Пенсионная контрреформа является основной частью наступления на рабочий класс, которое должен осуществить правящий класс. Ее возглавляет ультралиберальный министр финансов Пауло Гуэдес. В случае ее реализации это станет серьезным социальным откатом, который приведет к повышению пенсионного возраста как для мужчин, так и для женщин, а также к увеличению размера персональных пенсионных взносов. Это может оказать особенно негативное влияние на работников государственного сектора. Контрреформа стала очень непопулярной, в том числе среди многих, кто голосовал за Болсонару. Кроме того, законопроект столкнется с рядом важных препятствий в рамках парламентских процедур, прежде чем, возможно, будет одобрен. Следует помнить, что партия Болсонару не располагает большинством в нижней палате, которая, несмотря на то, что в ней доминируют буржуазные партии, не стремится нести ответственность за такое жестокое нападение.

Отчет комитета Конгресса по пенсионному законопроекту включал ряд незначительных уступок, например, относительно размера базовой государственной пенсии, пенсионной системы для работников сельхоза, и даже поставил под вопрос одну из центральных идей предложения Гуэдеса – переход к индивидуальным частным сберегательным счетам. Идея этого шага со стороны «централистских» буржуазных партий в парламенте состоит в том, чтобы внести некоторые незначительные поправки в план Гуэдеса, с тем чтобы привлечь губернаторов от ПТ из северо-восточных штатов к принятию необходимости «реформы» пенсионной системы в принципе. Эти губернаторы из PT и PCdoB выпустили письмо с просьбой принять участие в переговорах о «реформе». Согласно некоторым подсчетам, план конгресса снизит объем сокращений с 1,2 млрд. реалов до «всего лишь» 850 млн. Тем не менее, центральные аспекты контрреформы остаются в силе, увеличивая пенсионный возраст, а также размер взносов, которые должны будут платить работники. Маневр Конгресса был также направлен на разделение рабочих и ослабление воздействия всеобщей забастовки. Гуэдес гневно отреагировал на эти предложения и пригрозил уйти в отставку, если его первоначальный план не будет утвержден. Закон о пенсионной контрреформе должен быть поставлен на окончательное голосование перед парламентскими каникулами в конце июля.

Правительство Болсонару слабеет

Правительство Болсонару пронизано всевозможными внутренними склоками и расколами. По крайней мере, три крупные фракции публично сражаются друг с другом. Борьба с сокращением образования и атаками на пенсии привели к резкому снижению его популярности. Число тех, кто считает правительство плохим или очень плохим, выросло с 22,5 процентов в феврале до 37,4 процентов в настоящее время, а доля тех, кто считает правительство хорошим или отличным, снизилось с 38,7 до 30,4 процентов.

Надежда, что восстановление экономики поддержит Болсонару, быстро испарилась. Цифры за первый квартал 2019 года свидетельствуют об экономическом спаде на -0,2%, первом после окончания рецессии в 2016 году. Помимо международного спада, затронувшего добывающий сектор Бразилии (-6,3%), автомобильная промышленность страны пострадала от рецессии в соседней Аргентине. В целом промышленность упала на 2% в первом квартале. Безработица едва снизилась и остается на уровне 12,7% (30% среди молодежи), в общей сложности в стране более 13 миллионов безработных.

Все показатели снизились. Капиталисты больше не довольны правительством, которое оказывается неспособным быстро продвигаться в реализации той политики, которой требует от него правящий класс, и рискует спровоцировать социальный взрыв в духе июньских дней 2013 года. Опрос «управляющих активами, экономистов и трейдеров», проведенный XP Investimentos, показал, как одобрение правительства Болсонару упало среди них до 14 процентов в мае с 86 процентов в январе, в то время как доля тех, кто оценил его как плохое или ужасное, выросла до 43 процентов с 1 процента!

В определенный момент, если Болсонару станет слишком непопулярным и не сможет реализовать программу, в которой нуждаются капиталисты, они могут рассмотреть вариант замены его более «умеренной» и «разумной» фигурой своего вице-президента Гамильтона Мурао из числа правительственных силовиков.

Столкнувшись с таким слабым и разделенным правительством, было бы вполне возможно победить контрреформу, а также свергнуть его. Это потребует боевого руководства, которое в настоящее время не обеспечивают ни лидеры левых организаций, ни профсоюзов.

Fora Bolsonaro!

Они были в шоке, когда Болсонару победил во втором туре президентских выборов. Они не могли понять этот результат. Лидеры ПТ и CUT отреагировали, подняв крик о приходе к власти «фашизма». Это было полностью ложным и служило только для того, чтобы прикрыть собственную трусость в организации борьбы против правительства. Правительство Болсонару является реакционным, а он сам – опасным, крайне правым демагогом с бонапартистскими устремлениями. Но то, что мы имеем в Бразилии, — это не фашизм, который подразумевал бы реакционное правительство, способное получить массовую поддержку среди мелкой буржуазии для физического подавления рабочих организаций. Напротив, то, что мы видели 15 и 30 мая, и прежде всего во время всеобщей забастовки — это мощная мобилизация рабочего класса и молодежи и неспособность Болсонару противостоять этому с помощью массового движения на улицах 26 мая.

Из этой неправильной политической оценки лидеры ПТ и CUT делают вывод, что ситуация плохая, Болсонару пользуется массовой поддержкой, и поэтому лозунг «Болсонару прочь!» является неактуальным. К этой оценке, к сожалению, присоединяются лидеры PSOL и большинства ультралевых сект. В то время как лидеры PT и CUT утверждают, что Болсонару был избран демократическим путем (!!) и ему должно быть позволено завершить свой срок, ультралевые сектанты утверждают, что лозунг является преждевременным и демонстративно отказываются поднять его. И реформисты, и ультралевые сектанты объединены недоверием к рабочему классу.

Лидеры 10 различных партий встретились 20 мая в попытке организовать «межпартийный фронт» против Болсонару. На встрече присутствовали буржуазные партии, а также представители PT, PCdoB и PSOL. Как всегда в случае со всякими «народными фронтами», программа была настолько слабой, что почти ничего собой не представляла. Не было единой позиции против пенсионной контрреформы, которую поддерживают буржуазные партии. Поэтому вопрос о ней был снят с повестки общего фронта. Не было никакого соглашения по основному простому демократическому требованию освободить Лулу, так что оно тоже было отброшено.

Одна вещь, о которой они все договорились, была… отвергнуть лозунг «Fora Bolsonaro». Это была также политическая линия, идущая от Лулы, который все еще находится в тюрьме. Аргументы сюрреалистичны. Некоторые говорят, что лозунг можно истолковать как лозунг в пользу вице-президента Морао! Другие утверждают, что должны быть юридические основания для требования импичмента Болсонару. Но массовые демонстрации на улицах не хотят процедуры импичмента Болсонару, они хотят свергнуть его!

На встрече лидер ПТ Хаддад настаивал на расширении соглашения об оппозиции, чтобы заручиться поддержкой центра и «либерального правоцентристского центра». Лидер парламентской группы PCdoB был очень доволен встречей и сказал, что «мы должны бороться с сектантством в бразильской политике»! На отдельной встрече левых партий, в которой приняли участие PT, PSB, PCdoB, PDT и PSOL, 22 мая они договорились не поднимать лозунг «Fora Bolsonaro», несмотря на давление со стороны демонстраций 15 мая.

Наши товарищи из Esquerda Marxista (бразильская секция Международной марксистской тенденции) в ступили в борьбу с самого начала движения, выдвинув идею о том, что правительство может быть побеждено массовым единым фронтом рабочего класса. Эта идея может быть обобщена в слогане «Fora Bolsonaro». По их мнению, для победы над Болсонару потребуется не только 24-часовая всеобщая забастовка, но и подготовка бессрочных забастовок с целью не только победить пенсионную контрреформу, но и свергнуть правительство.

Всеобщая забастовка 14 июня показала готовность к борьбе рабочих и молодежи. Если бы у них было революционное руководство для выполнения задачи, то дни правительства Болсонару уже были бы сочтены.

Источник