Опасные перспективы американского восстания

Сегодня об убийстве Джорджа Флойда и последующих протестах не говорит только ленивый. Даже наши федеральные прокремлёвские СМИ, первое время замалчивающие тему протестов в США, сегодня рассказывают о них с экранов телевизоров. Что уж говорить, если даже российские политические государственные деятели начали комментировать протесты и обвинять правительство США в излишней суровости мер и нападении правоохранителей на журналистов. Какое бесстыдное лицемерие!

В свою очередь, Футбольные клубы, стриминговые площадки, актёры, музыканты и прочие деятели искусства – многие из них уже выразили солидарность с бастующими в той или иной мере. Вчера к протестам присоединилась соседствующая с США Канада, где так же начались столкновения с полицией. Вслед за ними протесты начались и в европейских странах.

Данные протесты – реальность сегодняшнего дня, вызванная не мифическими борцами за социальную справедливость, желающими загнать белую расу в рабство, а объективными экономическими и социальными причинами. Нужно лишь разобраться с тем, что эти протесты из себя представляют и каковы их перспективы.

СМЫСЛ ПРОТЕСТА

Заблуждается тот, кто говорит, что выступления на улицах Америки – сугубо антирасистские и не имеют под собой никакого социально-экономического обоснования. Необходимо отметить важную особенность сегодняшних протестов – они происходят на фоне коронакризиса, принесшего в американские реалии небывалый рост безработицы, падение реальных доходов граждан США и общее падение экономики государства. Убийство Джорджа Флойда стало лишь последней каплей в чаше терпения беднейших слоев американского общества. Расистская атрибутика, найденная у Дерека Шовина – убийцы Джорджа, лишь подняла масла в огонь и явила истинное лицо американской полиции, сторожевой собаки правящей буржуазии – расистское лицо, неспособное справиться с экономическим бедствием в стране.

«Это не бунт, это – революция!» — уже сегодня становится чуть ли не официальным основным лозунгом протестов. Какой будет эта революция – вопрос открытый. Ясно одно – для всего мира, бесследно они не пройдут, Соединённые Штаты уже никогда не станут прежними.

 

ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ВОПЛИ

«Это частный случай! Один расист убил чернокожего преступника – это еще не значит, что в США такая власть!» — скажут нам консервативные или даже либеральные защитники режима Трампа. Но…нет. Во-первых, полиция так или иначе является аппаратом подавления и насилия в руках господствующего класса, наиболее агрессивным аппаратом, давящим с чудовищной силой всех несогласных, зависимой от денег крупных банков и корпораций, подчиняющейся не народу, а толстосумам, сидящим в госучреждениях, и потому является прямым выразителем воли правящего класса, отражением его сути. Во-вторых, этот случай – далеко не первый в истории взаимоотношения полиции и простого народа в США. Антирасистские бунты в США происходят с периодичностью примерно раз в 5-10 лет. Так же встречаются в американской практике случаи чёрного расизма, например, убийство 40-летней Джастин Даймонд Мохамедом Нуром – американским полицейским сомалийского происхождения. Данные факты подтверждают одно – полицейское насилие не имеет цвета кожи, но имеет ярко выраженный классовый характер – характер подавления угнетенного класса, классом правящим – буржуазией.

«Они громят магазины! Это не бунт, а мародёрство!» — ещё одно возражение либеральной общественности и простого обывателя. Да, действительно, захватывать административные здания, полицейские участки, казармы и здания СМИ – куда продуктивнее, чем обносить магазины. Но есть и обратная сторона медали – торговые центры драли с рабочего народа три шкуры своими непомерными ценами; банки ставили рабочий народ в долговое рабство, теперь пришло время отвечать! Бизнес жаловался на последствия кризиса, пытаясь отыграться на карманах простых жителей, теперь простые жители оторвутся на бизнесе.

ДВЕ ПАРТИИ – ОДНА РОЛЬ

Известно, что американская политическая система – двухпартийная (партия республиканская и партия демократическая), оставляя за бортом политической борьбы целый пласт так называемых «третьих партий». Но на самом деле, всё ещё проще: американская политическая система однопартийна. И республиканцы, и демократы вполне себе легко могут представлять консервативную и либеральную часть одной партии, поскольку они обе выражают интересы буржуазии, просто немного под разным углом. Это становится наиболее очевидным, когда мы смотрим на политическую линию кандидата от демократов – Джо Байдена, которого можно вполне себе уравнивать с Дональдом Трампом по тем или иным аспектам.

Смотрите сами: Дональд Трамп призывает протестующих расходиться по домам, иначе будет применена сила (она вполне масштабно применяется уже сегодня). Демократы (как бы оппозиция Трампу, да?) призывают протестующих…расходиться по домам или, как минимум, остановить насилие! Чем они аргументируют свой призыв? «Дождитесь выборов, проголосуйте за Байдена и всё изменится» — вот их трусливый клич. Но правда в том, что не изменится ничего. Господин Байден, конечно, поймал гребень синей популистической волны, принявшись говорить антирасистскими лозунгами, но выглядит это не очень убедительно. Демократы и республиканцы приходят к власти в США почти по очереди. И что мы видим? Полицейский беспредел как продолжался, так и продолжается. Никакого равенства между «цветным» и белым населением США как не было, так и нет (в одном только Миннеаполисе безработица среди белого населения составляет 7%, а среди «цветного» – 32%).

Обе партии знают, что продолжение и радикализация протеста покончит с существующей политической системой США, а может, покончит и с обеими этими партиями.

УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО

Нынешние протесты в США логичнее всего сравнить, наверное, с протестами «Жёлтых жилетов» во Франции в прошлом году. И во Франции, и в Штатах протесты вызваны были взрывом социального недовольства (хоть в Штатах это и можно назвать коллективным бессознательным; и во Франции, и в Штатах протесты сопровождались столкновениями с полицией, погромами, поджогами и «мародёрством». Но есть существенная разница – во французских протестах был единый руководитель – так называемые «Жёлтые жилеты», которые представляли из себя некую коалицию, куда входили различные политические силы и профсоюзы, у которых была размытая реформистская программа, но в итоге…всё затухло. Руководство «Жилетов» пошло на уступки, компромиссы с действующей властью и протест потихоньку сошел на нет.

У американского протеста нет единого организующего лидера. Да, таковым называют движение антифашистов, но оно децентрализовано, и это первый промах. Оно не имеет какой-то чёткой программы, нацеленной на захват власти и низвержение американского капитализма. В сети можно найти некоторые структурированные требования протестующих. Разоружение полиции, вывод сил нацгвардии, бесплатное перераспределение еды и других продуктов, всеобщая амнистия и свобода собраний. Звучит вполне резонно, местами можно уловить близость идеями Маркса и Ленина, описывавшими опыт Парижской Коммуны. Но критически важно выделить в этом один момент — все требования адресованы государству! То есть протестующие всё ещё не ставят своей целью низвержение правящего режима и по-прежнему считают, что его можно выпрямить. И это — величайшее доказательство «незрелости» протеста. В очередной раз, реальный мир демонстрируют острую необходимость авангардной организации, способной взять на себя роль направляющего!

Для реального сохранения интересов народных масс, а точнее рабочего класса, как тех, чьи интересы максимально противоречат интересам класса правящего, необходимо взятие власти низами, организация рабочих советов, ведомых сильной организацией. Только тогда всякие прогрессивные требования будут реально прогрессивными, а не формальной подачкой, которыми покупают бунтующие массы. Только уничтожение капиталистической системы способно решить проблемы угнетения всех сортов, будь то угнетение по расовому, классовому и прочим иным признакам.

Более того, не похоже даже, что у антифа есть какой-то конкретный план протестных действий. Всплеск восстания оказался настолько силён, что протестующие подходили вплотную к Белому дому, а Дональд Трамп с семьёй был вынужден укрываться в бункере в течение нескольких часов! Такую грозную силу, которую из себя представляет нынешний рабочий класс, вовлеченный в протест, вполне можно использовать для завоевания власти в стране, но для этого нужна сильная, революционная организация, с мощной социалистической программой реформации американского общества и конкретной программой протестных действий (взятие правительственных зданий, полицейских участков и т.д.). И это учитывая тот факт, что полицейские начинают переходить на сторону протестующих сами!

Вот и получается такая картина, что «главная» движущая сила протеста (антифа) на это, видимо, не способна, а те силы, которые способны на это, недостаточно многочисленны, чтобы руководить таким сильным, мощным и массовым движением. Но это – реалии дня сегодняшнего. Посмотрим, что будет завтра. Ситуация в Штатах меняется ежечасно.

МАССЫ УЧАТСЯ

Как было сказано ранее, эта волна не пройдет бесследно, США уже никогда не будут прежними. И массы уже никогда не будут прежними.

Изучение трудов классиков марксизма, таких как Маркс, Энгельс, Ленин и Троцкий, безусловно, обучают людей, дают им некоторые уроки, но более весомые и более конкретные уроки даёт полицейская дубинка, водомёт или шашка со слезоточивым газом. Выходя на протест и получая жесткое сопротивление в виде полицейского насилия, массы американцев начинают четче осознавать, кто их враг. Массы стихийно начинают искать ответы на вопросы их собственного бытия. Почему государство, которому они доверяли ещё вчера, сегодня убивает одних, избивает вторых и защищает третьих? И рано или поздно массы найдут ответы на эти вопросы. Они найдут их в марксистской литературе, марксистских партиях, организующих рабочий класс. Они найдут их в ответном насилии. Даже если сегодняшняя революция не закончится победой американского рабочего класса – она, так или иначе, станет большим уроком для трудящихся масс. Уроком, который может стать решающим моментом будущего, как когда-то революция 1905-1907 годов была генеральной репетицией Октября.

Да здравствует борьба американского рабочего класса! Да здравствует международная солидарность трудящихся! Да здравствует Американская революция!

Артем Сандаков