Ужас без конца: Ковид-катастрофа в Индии

Жестокая вторая волна заболеваемости COVID-19 опустошает Индию. Ежедневно регистрируется 350 000 новых случаев заражения, но официальные цифры едва ли раскрывают всю правду. Ситуация в стране кошмарная. Для беднейших же слоев происходящее там поистине открывает виды ада.

Система здравоохранения тотально перегружена. Каждую ночь на берегу Ганга горят костры — пациенты умирают сотнями из-за отсутствия больничных коек и кислородных баллонов.

Умирающие лежат в коридорах больниц, на парковках, на улицах и в своих домах, моля о медицинской помощи, которой никогда не будет. В одном из случаев 22 мертвых тела были набиты в машину скорой помощи, направлявшейся в крематорий в Биде, штат Махараштра.

Ответственность за эту катастрофу в мировом здравоохранении, которую можно было предотвратить всецело лежит на реакционном режиме Моди и корыстных империалистических державах.

В очередной раз представители капиталистической системы ставят прибыль, частную собственность и узкие националистические интересы выше человеческих жизней. Горькие плоды пожинает сейчас индийский рабочий класс и беднота.

Преступная халатность

До недавнего момента премьер-министр Индии Нарендра Моди хвастался сдерживанием первоначальной вспышки COVID-19 (в которой он обвинял мусульманских паломников), одновременно подчеркивая ведущую роль Индии в мировом производстве вакцин, заявив в январе, что Индия «спасла мир от катастрофы».

Когда назревала смертоносная вторая волна, Моди и его друзья из правящей индуистской националистической партии BJP проявили невероятную надменность. В течение нескольких недель они посещали массовые митинги по поводу выборов в крупнейших штатах Индии, открыто нарушая правила общественной охраны здоровья.

В марте министр здравоохранения Харш Вардхан заверил общественность, что пандемия находится «под контролем», а министр здравоохранения Ассама вообще заявил, что «в Ассаме нет COVID… [поэтому нет] необходимости носить маску».

По иронии судьбы, глава BJP в Западной Бенгалии Дилип Гош заразился этой болезнью через месяц после того, как объявил штат свободным от COVID и заявил, что люди, благословленные Богами, не будут инфицированы. О нем, по всей видимости эти Боги позабыли.

Кроме того, в апреле было разрешено продолжить религиозный фестиваль Кумбха Мела, который ежегодно посещают миллионы людей — жест в сторону индуистско-шовинистической базе Моди, несомненно способствующей распространению вируса.

Такая криминальная самоуспокоенность имела место, несмотря на то, что в прошлом месяце был обнаружен новая, вызывающая опасение разновидность COVID-19 (B.1.617). Этот «двойной мутант» содержит значительные мутации двух других основных штаммов, где первый является доминантным в Калифорнии, другой — в Южной Африке и Бразилии. Передается он легче, чем ранние варианты, и потенциально устойчив к вакцинам.

Закономерным образом, по разваливающемуся здравоохранению Индии вспышка заболеваемости нанесла сильнейший удар.

«В этот раз система здравоохранения была подготовлена не лучшим образом» — сказал К. Сринат Редди, президент благотворительного Фонда государственного здравоохранения Индии.

«Многие в администрации по всей стране не ожидали, что будет “на этот раз”. Каким-то образом предполагалось, что мы преодолели пандемию».

После наложения эмбарго на экспорт вакцин для контроля над поставками в Индию, Моди теперь вынужден признать, что «после успешной борьбы с первой волной страна наполнилась уверенностью, но новая буря потрясла нацию».

Буря эта, однако, прогнозировалась еще задолго, но к ней совершенно не готовились. Последовавший крах был вполне предсказуем.

Кошмар наяву

Не хватает основных медицинских принадлежностей, а отделения интенсивной терапии работают далеко за пределами своих возможностей. Считается, что в Дели лучшее здравоохранение в стране, но, тем не менее, сотни людей умирают в городских больницах из-за нехватки кислорода, в числе последних — 25 человек в больнице Сэра Ганга Рама на прошлой неделе.

В другом широко освещенном инциденте в городе Нашик на прошлой неделе из-за перебоя в подаче кислорода погибло 22 пациента с COVID. Эти ужасающие зрелища — результат критической нехватки кислорода в масштабах страны, что в настоящее время является самой серьезной причиной смертей, которых можно было предотвратить.

Индийский врач, в интервью Би-би-си, рассказал об отчаявшихся семьях, разъезжающих по всему Дели, тщетно охотясь за больничными койками и кислородом, а доктора в переполненных больницах вынуждены отправлять их прочь. Число погибших настолько велико, что общественный парк на юго-востоке был превращен в импровизированный крематорий, чтобы справиться с проблемой возрастающего количества трупов.

Хуже всего положение бедных, которые вынуждены полагаться на государственные больницы. В Лакхнау, столице штата Уттар-Прадеш, одном из беднейших районов страны, на одну больничную койку выстраивались очереди из 50 пациентов с COVID.

Уровень страданий неописуем. Сима Шукла, медсестра Государственного института последипломного медицинского образования им. Санджая Ганди в Лакхнау, заявила, что: «Состояние [больниц] настолько ужасное, что много людей умирает на улице, в своих домах, прежде чем они могут обратиться к врачу. или даже сдать тест».

«С раннего утра до полуночи мой телефон продолжает звонить. Отчаявшиеся родственники и друзья зовут на помощь: “Пожалуйста, помогите мне найти аппарат ИВЛ, койку, медсестру, кислородный баллон, лекарство”».

Официальное число погибших в 195 000 человек — ужасно заниженная оценка. В сообщении Financial Times было подсчитано, что исходя из количества кремаций за период в несколько дней в апреле сообщалось только о 228 из 1833 случаев гибели от COVID в Гуджарате, Уттар-Прадеше, Мадхья-Прадеше и Бихаре.

The Economist дает еще более острую оценку:

«Официально сообщаемое количество заболевших COVID-19 в Индии представляет собой лишь верхушку айсберга. Из-за низких показателей тестирования за пределами больших городов… фактическая нагрузка может быть от 10 до 30 раз выше».

«Национальное серологическое исследование, проведенное в декабре, показало, что 21% индийцев являлись носителями антител против COVID-19, по сравнению с официальным подсчетом, согласно которому предполагалось, что к тому времени был инфицирован только около 1% населения Индии».

«Совсем недавно местные журналисты, сверявшие записи больничные и похоронные записи с правительственными данными, обнаружили аналогичные вопиющие расхождения по всей стране…»

«Это говорит о том, что Индия сталкивается не с 2 000 смертей в день, как показывают текущие официальные подсчеты, а с чем-то гораздо большим» (выделено нами).

Боль, горе и гнев

Завирусившееся видеоинтервью, заснятое в государственной больнице Садар в Ранчи, Джаркханд, дает яркий пример бесчисленных трагедий, разворачивающихся по всей стране.

Молодая женщина в отчаянии и горе оплакивает гибель отца, пролежавшего несколько часов на носилках возле больницы в ожидании медицинской помощи.

«Мы продолжали звать врача», — кричит она журналистам. «Ни один доктор не пришел!… Мой отец сделал здесь свой последний вздох. Вы берете у меня интервью? Сможете ли вы вернуть моего отца? Вы пришли только для того, чтобы набрать голоса!»

Этот обмен репликами произошел, когда министр здравоохранения Джаркханда Банна Гупта (Партия Конгрессм) проводил инспекцию больницы.

В словах молодой женщины выражается не только горе, но и открытая ненависть ко всей прогнившей политической элите за то, что та допустила эту катастрофу в области общественного здравоохранения.

Точно так же в Дели женщина по имени Ниина, потерявшая своего 50-летнего брата из-за COVID, спрашивала в широко разошедшемся видео в Инстаграм:

«На каком основании Моди просит нас голосовать за него? Он просит голоса, чтобы убивать людей? Он уничтожил страну, в каждой семье есть смерть. Почему он не обеспечивает подачу кислорода, почему мы не можем найти койки? »

Моди делает все возможное, чтобы сдержать этот гнев, занимаясь лоббированием в Твиттере, чтобы подвергать подвергал цензуре сообщения, критикующие его действия в связи с пандемией. Но как бы он ни старался, волна гнева и негодования неизбежно вырвется на поверхность.

Медицина для богатых, гибель для бедных

Богатые, прячущие свое богатство за границей и живущие в изолированных, хорошо вентилируемых домах вдали от инфекционных центров, в значительной степени избавлены от всех этих страданий. Тем не менее, наблюдается бум спроса на частные самолеты — богатые индийцы пытаются бежать от вируса за границу.

Напротив, запоздалое введение карантина в таких городских центрах, как Мумбай и Дели, привело к новому исходу рабочих-мигрантов в их родные деревни, в некоторых случаях, находящиеся во многих сотнях миль.

Эти рабочие помнят массовые миграции, последовавшие за первым локдаунами в прошлом году, в результате которых гибли сотни, а тысячи оказывались в ужасной нищете. Они пытаются выбраться, пока не стало слишком поздно. Но из-за спешного бегства от происходящего в городах кошмара, инфекция может в конечном итоге распространиться и на сельские районы, где отсутствует инфраструктура здравоохранения.

В то время как бедные испытывают повышенную уязвимость, имущие продолжают накапливать богатство в период пандемии. Крупнейший магнат Индии Мукеш Амбани совсем недавно потратился на знаменитый британский загородный клуб и роскошный гольф-курорт Сток-Парк, стоимостью 57 миллионов фунтов стерлингов.

А с помощью центрального правительства фармацевтические воротила станут еще богаче. Начиная с субботы Индия планирует расширить свою кампанию по вакцинации для лиц старше 18 лет, одновременно дав разрешение производителям вакцин в стране поднять цены.

Индийцы в частных больницах уже платят самые высокие в мире цены за вакцины, произведенные в их собственной стране, включая Covishield, местное название вакцины Oxford / AstraZeneca, производимой Институтом сыворотки Индии (SII).

Начиная с выходных, правительство будет оплачивать только половину ежемесячного производства вакцины в Индии, чтобы поставлять вакцины людям старше 45 лет, в то время как штаты и частные организации должны будут закупать вакцины для более молодых по новым, более высоким ценам.

Эта новая политика, предусматривающая наличие нескольких покупателей, натравит разные штаты, а также частный и государственный секторы здравоохранения друг на друга в борьбе за дефицитные вакцины — все это гарантированно приведет к неравному распределению. SII уже сообщила четырем штатам, управляемым оппозицией, что они не получат запасы вакцин до 15 мая.

Частному SII будут предоставлены широкие полномочия над распределением ограниченных запасов вакцины, приоритет будет отдаваться здесь частным больницам, которые могут позволить себе платить больше.

«Вы заставляете штаты конкурировать с частным сектором на основе дифференцированных цен», — сказал К. Суджата Рао, бывший министр здравоохранения Индии. «Молодые богатые смогут пойти и купить вакцины в частном секторе, а бедные останутся в накладе».

Поскольку богатые семьи щедро платят за вакцинацию своих детей, а торговцы фармацевтическими препаратами набивают карманы, логово воров в парламенте, несомненно, сможет нажиться на взятках.

Между тем, миллионы индийских рабочих и бедняков будут лишены вакцины, несмотря на то, что их страна является крупнейшим экспортером вакцины в остальной мир.

Этот скандал напоминает о голоде в Бенгалии, когда Индия продолжала экспортировать продукты питания своим империалистическим хозяевам, в то время как массы голодали.

Вакцинный национализм и крокодиловы слезы

Глубина создавшегося кризиса вынудила индийское правительство обратиться за экстренной помощью в виде кислородных баллонов, аппаратов искусственной вентиляции легких и ограниченных дополнительных запасов вакцин, доставляемых из Сингапура, ОАЭ и Европы.

Эти благотворительные акции сопровождались сочувственными словами таких людей, как премьер-министр Великобритании Борис Джонсон и канцлер Германии Ангела Меркель, которые пожелали Индии всего наилучшего и пообещали срочную «миссию поддержки».

Эти лицемерные буржуазные гангстеры представляют богатые страны, сидящие на запасах миллионов избыточных вакцин, закупленных напрямую у поставщиков. Многие из них изначально были произведены в Индии.

В то время как богатый Запад претендовал на львиную долю мировых поставок вакцин, Индия и Южная Африка лоббировали в октябре решение Всемирной торговой организации (ВТО), отказаться от защиты интеллектуальной собственности на вакцины, чтобы “дженерики” могли производиться дешево в любой точке мира.

Им дали отпор представители ВТО с Запада, которых гораздо больше беспокоила частная собственность фармацевтических капиталистов, чем жертвы COVID в бедных странах.

До недавнего времени США вводили торговое эмбарго на продукты COVID-19, такие как стерильные фильтры, одноразовые пакеты для культур клеток, среды для культивирования клеток и одноразовые трубки. По просьбе SII, адресованной непосредственно президенту Джо Байдену, и политическому давлению как внутри страны, так и за рубежом, эмбарго было снято.

«Так же, как Индия отправила помощь Соединенным Штатам, когда наши больницы были перегружены в начале пандемии, мы полны решимости помочь Индии в трудную минуту», — написал Байден в воскресенье.

Обретенная президентом «решимость» последовала за месяцами категорического отказа поставки любых COVID-продуктов.

Закон о оборонном производстве (DPA) военного времени, на который ссылался его предшественник Дональд Трамп, остается в силе и не оставляет американским компаниям иного выбора, кроме как отдавать приоритет отечественному производству вакцин против COVID-19 и средств индивидуальной защиты.

Это создало узкие места в производстве, что не только пагубно сказалось на Индии, но и оказало влияние на глобальную кампанию вакцинации, поскольку SII играет центральную роль в производстве вакцин для программы вакцинации ВОЗ под названием Covax.

По сей день Байден отказывается делиться какими-либо избыточными запасами вакцины в США, включая 30 миллионов неиспользованных доз вакцины AstraZeneca, которые еще не получили одобрения Управления по контролю за продуктами и лекарствами (хотя сейчас это и находится на «рассмотрении»).

Индия и другие страны отчаянно нуждаются в этих избыточных вакцинах. Но будьте уверены, что хотя Трампа и нет в Белом доме, там по-прежнему действует правило «Америка прежде всего».

Помимо причинения страданий миллиардам людей в бедных странах из-за отказа в доступе к основным ресурсам, эта недальновидная политика создает больше возможностей для мутации и распространения новых штаммов вируса по всему миру, потенциально способствуя повторному заражению людей в США.

Действительно, индийский штамм COVID-19 уже обнаружен и идентифицирован во всем мире, в том числе в США. В очередной раз, узкий национализм империалистов терпит поражение перед лицом этой пандемии.

Национализировать фармацевтические корпорации! Долой Моди! Долой капитализм!

Индия — крупнейший в мире производитель фармацевтических препаратов. Инструменты, ресурсы, квалифицированные знания для разрешения этого кризиса буквально находятся в руках индийских масс.

К сожалению, они находятся в частной собственности гангстеров из фармацевтических корпораций, пользующегося полной поддержкой реакционного режима Моди. Этим гангстерам наплевать, что бедняки умирают толпами, руководствуются они только своей жаждой наживы.

Если бы огромная инфраструктура медицинского производства Индии была вырвана у частных спекулянтов (начиная с SII), национализирована и поставлена под управление в соответствии с потребностями общества, подобного бедствия бы не случилось.

Можно было бы нарастить производство не только вакцин, но и кислорода и СИЗ. Между тем, экспроприация паразитического частного медицинского сектора высвободила бы огромное количество дополнительных мощностей.

Громадные медицинские ресурсы и производственная база Индии делают ее критически важной для глобальной борьбы с пандемией. Новая вариация вируса, зародившаяся в Индии из-за самоуспокоенности Моди и вакционного национализма богатых стран, теперь представляет угрозу для всего мира.

Поэтому в интересах трудящихся всего мира поддержать своих индийских братьев и сестер в их борьбе против Моди и выродившегося капиталистического класса, который он представляет, взять под контроль индийское медицинское производство и поставить его на службу человечеству.

Индийские массы за последний период неоднократно демонстрировали свою боевую силу. Столкнувшись с бедствием такого масштаба, их победа над силами капитализма и империализма приобретает новую актуальность.

Joe Attard

Источник