Ярость восстания охватила США

Убийство полицией безоружного чернокожего Джорджа Флойда (закованного в наручники четырьмя полицейскими и задушенного до смерти) спровоцировало волну протестов по всей стране, принявших в ряде городов неуправляемый характер. Вслед за убийствами Ахмада Арбери и Бреонны Тейлор этот крайний случай в череде полицейских убийств стал последней каплей, вызвав цунами гнева, порожденного всевозможными несправедливостями в американском обществе. Неизбежное проявилось через случайное — хотя убийство Флойда нельзя назвать случайным.

Полиция Миннеаполиса использовала слезоточивый газ, светошумовые гранаты и многое другое, что лишь спровоцировало протестующих на чуть менее мирную реакцию. Полиции пришлось даже эвакуировать третий участок (место работы копа-убийцы) из-за разгневанной толпы, желавшей его сжечь. Убегающая полиция, вырывающиеся из ворот полицейские автомобили — все это напоминает сцены эвакуации американского посольства в Сайгоне. Вооруженные отряды американского капитала спасались бегством от разгневанных масс.

После пяти дней массовых протестов мэр объявил в городе комендантский час — вскоре он был нарушен протестующими. Во время протестов происходили грабежи и поджоги, но есть четкие доказательства того, что это дело рук полицейских провокаторов и ультраправых, чья цель — оправдать ужесточение репрессивных мер. Вокруг пятого участка собралась толпа, угрожая спалить и его. Сейчас он окружен баррикадами, на крыше дежурят вооруженные офицеры.

Солдаты и Национальная гвардия уже находятся на улицах города, пытаясь заставить население соблюдать комендантский час и взять ситуацию под контроль. Сначала губернатор Миннесоты, Тим Уолз, запросил 500 нацгвардейцев, но впоследствии это число выросло до 1700. Таможенная и пограничные службы США следят за ходом протестов с помощью беспилотников.

В то время как Миннесота остается эпицентром протеста, последний перекинулся уже на 22 города. Во время демонстраций в Детройте 19-летний протестующий был убит выстрелом в спину из автомобиля — скорее всего, эта атака была совершена участником одной из ультраправых вооруженных группировок. В Нью-Йорке во время протестов, начавшихся несмотря на запрет демонстраций в связи с эпидемией, происходили столкновения с полицией, в ходе которых был сожжен полицейский фургон. В Калифорнийских городах Окленд, Сан-Хосе и Лос-Анджелес были перекрыты шоссе, протестующие повреждали патрульные машины полиции.

В Атланте также наблюдались поджоги полицейских машины, было объявлено о введении чрезвычайного положения и развертывания сил Нацгвардии на улицах. Столкновения с полицией произошли возле здания CNN, в котором также располагается полицейский участок.

В Вашингтоне, округ Колумбия, на какое-то время был заблокирован Белый дом, между демонстрантами и службой безопасности возникла борьба у баррикады до утра субботы. В Финиксе прошли протесты в память о Дионе Джонсоне, убитом полицейскими «при сопротивлении», — событии о котором не давалось никаких деталей.

Похожие акции прошли и в Луисвиле в память о 26-летней чернокожей Бреонне Тейлор, работавшей медицинским техником, которую полиция убила в ее квартире, пока она спала. Полиция хотела арестовать драгдилера, который даже не жил в ее квартире и, как оказалось, уже был арестован! Когда полиция ворвалась в квартиру Тейлор без предупреждения, ее сожитель открыл огонь в целях самообороны, на что полицейские ответили более чем двадцатью выстрелами, 8 из которых попали в спящую женщину. В ответ на это местные жители подожгли местное отделение полиции.

«Это не беспорядки, это революция!»

Топорная и агрессивная реакция властей лишь подлила масла в огонь. Во время съемок одной из демонстраций против полицейского расизма в Миннеаполисе в прямом эфире была арестована бригада CNN во главе с латиноамериканским журналистом. В то же время похожая бригада, возглавляемая белым журналистом, спокойно снимала происходящее. В Луисвилле в прямой эфир попали кадры, где полиция применяет против толпы слезоточивый газ и попадает резиновой пулей в журналистку, ведущую репортаж.

Примечательно, что протестующие — не только чернокожие, но и белые, и преимущественно молодежь, примерно как движение Black Lives Matter на пике своей деятельности. Однако в последнее время эти массы стали более политизированны на фоне затронувшей миллионы американцев экономической катастрофы. Много раз обсуждалось усиление подотчетности полиции, такие меры как обязательное ношение камер на униформе, общественные наблюдательные советы и т.д. Ничего не сдвинулось с мертвой точки. Случаи убийств безоружных чернокожих полицейскими за последние 6 лет лишь участились. Теперь восставшие массы сжигают полицейские участки — по факту, это акт восстания. В Миннесоте организаторы протеста заявляют: «Это не беспорядки, это революция!».

Правящий класс осознает значимость этого движения и опасности, от него исходящие. Washington Post пишет: «На фоне идентичных катастроф в здравоохранении и экономике, происходящее сейчас может стать одним из поворотных моментов в истории нашей страны, сравнимым с Великой депрессией или волнениями 1968 года».

Такие события необычны для США. Не знающему контекста человеку покажется, что эти кадры были сделаны в Чили, Алжире, Ливане, но никак не на территории главной империалистической державы. То, что мы сейчас видим, — это искра, поджигающая копившуюся годами злобу, лишь усилившуюся от «коронакризиса». Напрашиваются сравнения с самосожжением Мухаммада Буазизи в Тунисе — событие, давшее выход недовольству на Ближнем Востоке и в Северной Африке, и ставшее сигналом к началу Арабской Весны.

Буржуазная пресса пытается настроить общественное мнение против протестов, всячески муссируя случаи уничтожения собственности и воровства. Мэр Миннеаполиса Джейкоб Фрей выдал оскорбительную и лицемерную речь, сказав, что «нечего гордиться тем, что вы сожгли и разграбили свой город».

Но организованный рабочий класс солидарен с этим выражением народного гнева. Например, члены профсоюза водителей автобусов отказались сотрудничать с полицией, которые хотели использовать их технику для ареста протестующих. Похожая сцена наблюдалась и в Нью-Йорке, где водитель покинул кабину, когда полиция приказала ему везти арестованных.

Легковоспламеняемый материал

Дональд Трамп в привычной для себя манере подливает масла в огонь. Очевидно играя на свою реакционно настроенную аудиторию перед выборами, он встает на сторону сил закона и порядка. В своих твитах он называет протестующих «бандитами, оскверняющими память Джорджа Флойда», добавляя: «Если есть грабеж, будет и стрельба». Высказывание это датируется 1967 годом и принадлежит печально известному Уолтеру Хэдли — расистски настроенному шефу полиции Майами.

И это не пустые угрозы. Еще до пандемии коронавируса американский правящий класс готовился к росту социальных волнений от усиливающегося кризиса капитализма. И для сохранения своего господства правящий класс пойдет на любые меры — законные и незаконные. К полицейскому насилию прибавилось насилие со стороны вооруженных группировок ультраправых, к примеру, обстрелы в Детройте.

Из Пентагона поступил необычный приказ — в готовность приведены военные на нескольких базах. Конкретно на таких, как Форт-Брэгг (Северная Каролина) и Форт-Драм (Нью-Йорк) военным приказано быть готовым выступить в течение 4 часов, если того потребуют власти. Эти силы могут быть развернуты в соответствии с Законом о восстании 1807 года, согласно которому, у президента есть право использовать федеральную армию «для подавления любых восстаний, незаконных собраний, заговоров». Последний раз этот закон применялся в 1992 году, когда в Лос-Анджелесе оправдали полицейских, избивших Родни Кинга.

Часто бывает так, что кнут контрреволюции не подавляет массы, а лишь гонит их вперед, что мы уже могли видеть на примере Чили, Колумбии, Ливана и пр.

Стоит вспомнить, как в 2008 году пришлось стянуть 50 000 полицейских в небольшой городок Сент-Пол в Миннесоте для охраны собрания Республиканской партии — и даже этого было мало! У правящего класса нет достаточного количества полицейских и солдат, чтобы удерживать всю страну.

Убийца Джорджа Флойда, Дерек Шовин был уволен и обвинен в убийстве, но это не усмирило протесты. Массы понимают, что дело не только в нем. Дело не только в той или иной «паршивой овце», проблема заключается во всей системе.

Недостаточно того, чтобы убийцы Джорджа Флойда были «отстранены от службы» и один из них был осужден. Чтобы достичь реальной справедливости для всех эксплуатируемых и угнетенных системой, необходимо «устранить капиталистов от владения средствами производства». Необходимы совместные действия рабочего движения и протестующих, чтобы дать рост движению и повысить его организованность. Необходима программа и четкий план действий для полномасштабной трансформации системы. Лишь социалистическая революция положит конец порочному кругу эксплуатации и угнетения в США и по всему миру.

Jorge Martin, John Peterson

Источник