Прошёл всего месяц с начала 2021 года, но уже сейчас можно отметить самое главное – нынешний год становится если не поворотным в новейшей истории России, то однозначно одним из важнейших. Как бы ни хотели нынешние власти, но смена года не означает смены обстановки внутри страны. Смена года не обнуляет все противоречия, накопившиеся за годы господства капиталистической системы, а наоборот, всё более и более обостряет противоречия. Всё острее ставит главный вопрос: социализм или варварство. На него мы и постараемся ответить.
Зимняя буря 2021 года
Потерявший после 2018 года свою популярность Алексей Навальный, вновь обрёл её в конце 2020-начале 2021 года. Этому повторному обретению популярности способствовало несколько событий. Сначала Алексей был отравлен ядом «Новичок» в августе 2020 года. После успешного лечения в клинике в клинике в Германии, Навальный со своей командой (в сотрудничестве с Bellingcat, The Insider, CNN и Der Spiegel) 14 декабря 2020 года публикуют фильм-расследование о заказчиках и исполнителях собственного отравления, что делает Алексею первую волну популярности. 17 января 2021 года Алексей возвращается из Германии в Россию, где его тут же задерживают, а уже 19 января его команда публикует ещё один фильм-расследование, на сей раз о дворце в Геленджике, принадлежащего президенту России Владимиру Путину. Ролик посмотрели более ста миллионов людей. Рост народного недовольства вновь подкидывает Навального и ФБК на волну дикой популярности. В России начинаются протесты.
Январские протесты и их природа
Нельзя, однако, говорить, что протесты, вспыхнувшие в январе 2021 года в России – это протесты в поддержку Алексея Навального. Его задержание лишь стало катализатором народного недовольства политическими репрессиями в стране.
Стоит отметить, что немаловажным фактором во взрыве народного гнева сыграли репрессии в отношении левых активистов. В феврале 2020 года были вынесены приговоры по делу «Сети» (ныне запрещенной в РФ организации, которая не факт, что существовала). Приговоры были вынесены Пензенским антифашистам от 6-ти до 18-ти лет лишения свободы. В целом видно, что 2020 год в принципе начался с политических репрессий.
Параллельно с задержанием Навального, 18 января 2021 года был вынесен приговор студенту МГУ, анархисту Азату Мифтахову, обвинённому в нападении на офис правящей партии «Единая Россия» в Москве. Азата приговорили к 6 годам лишения свободы в колонии общего режима.
В общем и целом, толпы людей, вывалившие на улицы по всей стране 23 и 31 января 2021 года на несогласованные митинги и шествия, выходили с общедемократическими требованиями свободы политзаключённым вообще. И если протесты 23 января проходили относительно мирно, хоть и не везде, то 31 января 2021 года был установлен рекорд по количеству задержанных за последние девять лет: 5754 человека в 84 городах России. По подсчётам правозащитного портала ОВД-Инфо, как минимум 63 участника акций были избиты сотрудниками ОМОНа при задержании.
Буквально через 2 дня, 2 февраля 2021 года, Симоновский суд Москвы приговорил Алексея Навального к 3,5 годам тюремного заключения. Однако, формальным поводом к заключению стало не вовлечение граждан России в несогласованные акции протеста, а дело о мошенничестве с компанией «Ив Роше», разгоревшееся в период с 2012 по 2014 год.
Кажется, для протестной России всё только начинается.
Наследие 2020 года
Распространившееся по всему миру эпидемия коронавирусной инфекции породила один из крупнейших мировых финансовых кризисов в новейшей истории человечества и Россия, конечно, не осталась в стороне. Буржуазные экономисты могут сколько угодно заливаться горькими слезами на тему того, какие потери понёс малый и крупный бизнес. Для нас, однако, это имеет мало значения, поскольку мы знаем, что в этом трёхстороннем противостоянии: бизнес, вирус и народ, самые большие потери понёс, конечно, рабочий класс.
Уровень безработицы составил почти 5 миллионов человек или 6,4%, что стало абсолютным рекордом за последние 8 лет.
Не осталось без динамики и количество людей, живущих за чертой бедности. Резкий скачок (на 1,8 миллионов человек) количества людей, живущих за чертой бедности, поднял общее количество таких людей до 20 миллионов человек, или 13,5% населения страны.
С января по сентябрь 2020 года реальные располагаемые доходы Россиян суммарно упали на 4,3%, однако самым шоковым стал второй квартал 2020 года – в тот период был зафиксирован пик падения доходов – аж на 8,4% в годовом выражении! Последний раз доходы сокращались сильнее в далеком 1999 году, тогда падение составило 12,3%.
И поскольку пандемия никуда не делась, а социальные противоречия в российском обществе продолжают нарастать, намечается отчётливая тенденция к тому, что цифры продолжат расти.
В это же самое время, параллельно с падением уровня жизни простых россиян, олигархи продолжали богатеть. Несмотря на глобальный экономический кризис, состояния крупнейших российских капиталистических семейств выросли на 1,5 млрд долларов — до $26,8 млрд., что вывело Российскую Федерацию на первое место по уровню глобального неравенства. За кризис капитализма, за невозможность разрешить вопрос пандемии COVID-19 снова заплатил рабочий класс.
Оппозиция и власть
Одновременно с обогащением верхов и обнищанием низов, шло усиление репрессивного аппарата власти. Бонапартистский путинский режим продолжал усиливать один из своих столпов, на котором он держится – силовые структуры, такие как ОМОН, Росгвардия и ФСБ. Если мы взглянем на проект федерального бюджета на 2021 год, то мы увидим рост расходов на оборону и «национальную безопасность». Учитывая официальные и теневые вливания в этот сектор экономики, расходы на силовиков составят 5,817 триллионов рублей! В результате армия, Росгвардия, органы МВД и безопасности съедят порядка 27% федеральной казны!
Нет абсолютно никакой интриги в том, за чей счёт режим собирается компенсировать траты на собственную безопасность. Расходы на «социальную политику» будут снижены на 192 миллиарда рублей; ассигнования на поддержку семьи и детей – на 600 миллионов рублей; поддержка регионов страны снизится на 17% или на 200 миллиардов; расходы на здравоохранение уменьшатся на 162 миллиарда рублей. Короче говоря, за улучшение жизни и обмундирования силовиков снова заплатит трудящийся. И это мы ещё не говорим о росте налогов, цен на продукты и инфляции как следствия!
Обрисованная выше картина, естественно, является плодородной почвой для роста протестных настроений и рост этот, действительно, есть (пожалуй, единственный позитивный рост). Растёт количество забастовок, митингов и иных форм протеста. Стоит, однако, честно сказать о том, что большую часть «сливок» с роста протестных настроений снимают популистские либеральные силы, неспособные разрешить противоречий капитализма, а ведь именно капиталистическая система является причиной нынешнего положения вещей.
Популярность политического блогера Алексея Навального, постепенно сходившая на нет, вновь постепенно поползла вверх. Основных причины нового роста его популярности две: ухудшение жизни народа с одной стороны и политические репрессии в отношении Навального – с другой, что сделало его в глазах людей неким «мучеником» (здесь отдельно нужно отметить инцидент с отравлением Алексея Навального, произошедший 20 августа 2020 года, буквально взбаламутивший общественность). Поддержка множества продажных деятелей искусства, либеральных СМИ и грамотные политтехнологические ходы штаба Навального и его «Фонда по борьбе с коррупцией» сделали своё дело: в 2021-ый год Навальный вошёл единоличным лидером улицы и массового протеста.
В этом контексте нужно отметить слабость и нерешительность реформистской Коммунистической Партии РФ, которая не смогла сыграть на росте противоречий внутри общества и падении популярности Навального. Боязнь потерять государственную поддержку, откровенный оппортунизм руководства партии, попытка усидеть на всех стульях одновременно – вот лишь некоторые причины того, что КПРФ в самый ответственный момент не смогла взять протест под свой контроль.
В низах самой же КПРФ в это же время начинают происходить интересные события. Доверие к центральному руководству партии и лично Г.А. Зюганову с каждым годом всё ниже и ниже не только у рядовых членов партии, но и у руководств региональных отделений; официальная линия партии, принятая наверху, уже не воспринимается как единственно верная и непоколебимая; региональные отделения пытаются выстраивать более независимую от центра политику на местах и так далее. В том же духе стоит отметить позицию члена ЦК КПРФ Левченко, который открыто поддержал протестующих, несмотря на генеральную линию партии. Неясным также остаётся и вопрос о преемнике Зюганова в кресле генерального секретаря, всё-таки, Геннадий Андреевич уже не молод и пора задуматься о вопросе передачи власти, а там с этим явные проблемы.
И вот казалось бы, что в вопросе о лидерах протеста наметилось явное лидерство либерально-демократической линии при полном пораженчестве левых сил. Однако, не всё так просто.
Ход протестов и тактика левых
Благодаря достаточно мощной информационной огласке, новость о несогласованной акции протеста 23 января моментально стала известной буквально всем слоям населения страны: и студентам, и рабочим, и школьникам, и пенсионерам. Протест практически сразу обрёл статус не «в поддержку Навального», а «свободу политзаключённым».
Даже несмотря на лозунги требования общей демократизации неолиберального авторитарного путинского режима, что вполне себе вписывается в политическую программу левых сил, КПРФ, тем не менее, заявила о своём непринятии протестов и не солидарности с Навальным. По крайней мере, так думали в руководстве партии. На деле же, низы партии, региональные отделения, чувствуя прилив протеста, действовали как им вздумается. Кто-то выходил на протест, не афишируя того, кто-то прямо заявлял об участии. Были, конечно, и те, кто продолжал следовать генеральной линии партии, но много было и тех, кто просто делал вид, что продолжает придерживаться генеральной линии партии, поддерживая протест как бы «за спиной».
Само собой разумеется, что ни одна левая организация в здравом уме не станет поддерживать экономическую и политическую программу Навального и ФБК. Однако, в вопросе демократизации режима, мы должны действовать наиболее гибко, исходя из наших собственных интересов. В далёком январе 1905 года большевеки так же, как и сейчас, не представляли какой-то грозой силы и уж точно не были ведущей силой того антицарского протеста. Однако, они всё же вышли на площади к голодным и злым людям, шныряли по рядам с политической агитацией, разъясняя, почему на деле только их программа способна разрешить накопившиеся противоречия, и почему Поп Гапон ведёт протест на дорогу верной погибели.
Есть известное выражение Георга Гегеля: «История повторяется дважды – сначала в виде трагедии, потом в виде фарса». Исторические параллели 1905 и 2021 года наглядно отражают истинность этого высказывания. Хотя, возможно, вывод поспешен, однако 31 января, по сообщению корреспондентов «Рабочего авангарда» во многих протестующих городах можно было отметить отрицательную динамику протестов в сравнении с 23 января. Протестующих стало меньше, требования менее яркими и громкими, а задержания и репрессии – масштабнее.
Что делать левым дальше?
Трудно сказать, в какую сторону уйдут вспыхнувшие протесты. Скорее всего, они пойдут на спад и поднимутся вновь весной-летом 2021 года. За отведённое время благосостояние простых граждан страны предсказуемо будет катиться вниз, а рост неравенства продолжит расти – таковы тенденции развития капитализма.
Если протесты уйдут на передышку – для нас есть хорошая возможность перезагрузиться, поднять численность, выстроить тактику на перспективу, постоянно держа руку на пульсе.
Если протесты продолжат нарастать (в чём есть обоснованные сомнения), то нам, конечно, нужно в них участвовать и нести в бунтующие толпы свою повестку. Если нас не будет на улице, в живой толпе, то мы окажемся на свалке истории. Но и здесь нужно быть осторожными: мы должны участвовать в протестах, при этом не неся численных потерь. Нас мало, ещё очень мало, и тем более крепко мы должны держаться за товарищей! Особенно обидно было бы нести потери на протесте либералов, правда?
Главная задача – донести до протестующих ту мысль, что сложившееся картина мира не разрешима более при капитализме. Что только борьба за диктатуру пролетариата – есть борьба за подлинную демократию, за рабочую демократию!
Артем Сандаков